Главная » Статьи » Аутизм у детей что это за болезнь симптомы

Аутизм у детей что это за болезнь симптомы

Специалист приемной комиссии свяжется с Вами
в ближайшее время в рабочие часы с Пн-Вс с 9:00-21:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Валерия
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Термин «аутизм» (autismus) был введён ещё в начале XX века.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Термин «аутизм» (autismus) был введён ещё в начале XX века, однако данная патология психического развития до сих пор до конца не изучена. Аутизм у детей сопровождается рядом признаков и симптомов, которые приводят к разрыву с окружающей реальностью. Ребёнок с этим расстройством уходит в себя и болезненно воспринимает всякое вмешательство в своё внутреннее пространство. Не все специалисты относят аутизм к психическим расстройствам. Некоторые расценивают его как особенное психоэмоциональное состояние. В России аутизм считается заболеванием, поэтому далее он будет рассмотрен с точки зрения заболевания.

Причины аутизма

Происхождение этого заболевания неизвестно, как и не выяснены на данный момент единые причины аутизма у детей. Данная патология не имеет чёткого механизма проявления на молекулярном и клеточном уровне. Болезнь возникает из-за того, что разные части мозга не работают вместе, сообща. Ниже приведён ряд факторов, которые могут вызвать заболевание:

  • Наследственность. Риск рождения аутичного ребёнка выше в тех семьях, где уже есть дитя с этим заболеванием. С каждой последующей беременностью риск рождения больного человека увеличивается в 2 раза;
  • Инфекции. Если мать во время беременности переболела краснухой, ветрянкой или оспой;
  • Другие врождённые патологии. Часто аутизм сопровождается такими врожденными заболеваниями как ДЦП или туберозный склероз;
  • Нарушение жирового обмена матери. Простым языком, причиной для возникновения аутизма может послужить ожирение матери;
  • Хромосомные аномалии;
  • Экология, интоксикация организма медикаментами, химическими веществами во время беременности.

На развитие аутизма может повлиять также окружение и ряд социальных факторов, но чаще это одна или несколько из вышеперечисленных причин.

Часто среди причин возникновения аутизма называют некоторые вакцины, но на данный момент влияние прививок на развитие патологии не доказано.

Проявления аутизма

Чаще всего аутизм удаётся диагностировать к трём годам жизни ребёнка. Некоторые признаки отклонения удаётся рассмотреть ещё до года. При наличии предрасположенности, специалист может определить наличие патологии в 3 месяца. У мальчиков данная патология обнаруживается чаще, чем у девочек. Позже будут более подробно рассмотрены признаки проявления аутизма для разных возрастных категорий.

Признаки и симптомы аутизма индивидуальны для каждого случая. Аутист не отличает одушевленные предметы от неодушевленных, он не способен воспринимать отдельно стоящего человека, как одно целое. Человек для него – это набор несвязных элементов (глаза, уши, нос, руки и другие части тела).

У такого малыша нарушено восприятие сигналов, которое развито у здоровых людей: на сильные сигналы он реагирует слабо, на слабые, наоборот, очень бурно. Например, если его позвать громким голосом, он не обратит внимания, а если позвать тихо и даже шёпотом, это может взволновать его.

Признаки заболевания

Ниже описаны наиболее общие симптомы аутизма у детей.

Нарушение взаимодействия с окружающим миром. Проявляется следующим образом:

  • Отсутствие интереса к ровесникам. Обычно детям нравятся другие дети, они стараются пойти с ними на контакт, радуются, когда встречают их на улице. Данный интерес полностью отсутствует у аутичных детей, которые держатся обособленно и уходят в себя;
  • Отсутствие эмоций к родителям. Аутичный малыш пытается избежать всякого телесного контакта. Например, если попросить такого ребёнка передать игрушку, то он кинет её на пол, потому что передать её в руки означает вступить в телесный контакт. В младенческом возрасте такая защита может проявляться в том, что новорожденный бурно реагирует, когда мать берет его на руки. И всё-таки, было доказано, что аутисты страдают в отсутствие родителей. Просто если здоровый ребенок плачет, кричит, зовёт маму, то аутист никак не выражает свое беспокойство;
  • Отсутствие интереса к играм с выраженными социальными ролями, неспособность проявлять воображение. Дети во время игр всегда выбирают какую-либо социальную роль: играют в магазин, в школу, в более раннем возрасте катают машинку или куклу в коляске. Аутисту все эти игры не интересны;
  • Отсутствие зрительного контакта. При попытке заговорить с человеком, появляется ощущение, что он смотрит как будто сквозь собеседника;
  • Скудная мимика и ограниченная жестикуляция. Аутичные дети редко улыбаются и используют жестикуляцию исключительно для выражения своих потребностей. Один из первых признаков познания мира – постоянно вытянутый указательный палец, которым он показывает на интересующие его вещи, явления и предметы. Так дитя делится со взрослыми опытом познания, вовлекая в него окружающих. Аутист использует жесты только для удовлетворения каких-то первичных особенностей. Например, есть или пить;
  • Ребенок не копирует поведение взрослых. Это ещё один из способов познания мира и формирования личности. Дети слушают разговоры взрослых, подражают им (девочки надевают мамины туфли на каблуках, мальчики просят посадить их за руль автомобиля, чтобы быть, как папа). Аутист никого не пытается копировать.

Нарушение или дефицит речи. У около половины детей, страдающих аутизмом, не развита речь. Погружение в собственный мир мешает развивать эту способность. Типичные проявления необычного речевого поведения:

  • Развитие речи значительно задержано или полностью отсутствует. Дошкольник заучивает только фразы для ежедневного обихода, глаголы в инфинитивной форме (спать, пить, ходить). Часто речь ребёнка не имеет смыла и не направлена на контакт с окружающими. Дети могут говорить о себе в третьем лице. Вместо того, чтобы сказать: «я иду гулять», он говорит: «он идёт гулять» или «Андрей идёт гулять»;
  • Эхолалия, то есть неконтролируемое повторение слов. Малыш, сам того не замечая повторяет одну и ту же фразу или слово много раз в течение долгого периода времени. Часто аутисты на заданный вопрос отвечают, повторяя этот же вопрос;
  • Аутист не обращается за помощью, не задаёт вопросов.

Повторение монотонных действий, которое чаще называется стереотипным поведением. Ранее было сказано, что дитя может повторять одни и те же слова. То же самое может касаться каких-то действий или жестов. Например, аутичный малыш на протяжении нескольких часов может открывать и закрывать дверь, или кружиться вокруг своей оси, пожимать плечами.

У аутистов всегда должен быть четкий распорядок дня, точный маршрут для похода в детский сад или школу. В комнате не рекомендуется делать перестановку, перекладывать игрушки с одного места на другое. Любая попытка поменять что-либо в ежедневных ритуалах будет воспринята болезненно.

Проявления аутизма по возрастным группам

Если болезнь не сопровождается каким-либо дополнительным диагнозом, внешне аутичный ребёнок может ничем не отличаться от остальных детей.

Дети от 0 до 2 лет. Распознать аутизм у детей до 2 лет помогут следующие симптомы:

  • Не улыбается, не жестикулирует, не гулит, часто фиксирует взгляд на одном месте. Если ему попытаться скорчить гримасу, то он никак на нее не отреагирует;
  • Тихо играет на протяжении долгого времени;
  • При особо тяжёлых формах заболевания вышеперечисленные признаки могут сопровождаться конвульсиями и приступами эпилепсии.

Дети от 2 до 7 лет. В этот период чаще всего ставится диагноз «ранний детский аутизм». Кроме описанных выше признаков, можно добавить следующие симптомы детского аутизма:

  • Во избежание всякого контакта, дитя пытается самостоятельно научиться себя обслуживать, не просит о помощи в повседневных делах;
  • Не наступает период, когда малыш задаёт вопрос «почему?». Это связано с нарушением речи;
  • Могут быть гиперактивны. Им сложно усидеть на месте и сконцентрировать внимание на чём-то одном;
  • Отличаются особой походкой: ходят на цыпочках, или же раскачиваясь вправо-влево. Часто у детей нарушена координация движений, и им тяжело даётся научиться ходить по лестнице, или попасть по футбольному мячу;
  • Аутист пуглив. Причём часто его пугают совершенно неожиданные вещи;
  • Привередливы в еде. Аутистам нравится определённый набор продуктов. Эти вкусы формируются в раннем детстве и на всю жизнь;
  • Проблемы с пищеварением. Их связывают с нарушениями мозговой деятельности. В мозг не поступают сигналы из пищеварительной системы, что и приводит к проблемам;
  • Проблемы со сном. Малыш не различает день и ночь, уровень его активности не зависит от времени суток. Поэтому его трудно уложить спать. Он часто просыпается по ночам, в среднем за ночь спит по 7 часов и меньше. При повышенной пугливости и гиперактивности может страдать от кошмаров и бессонницы.

Дети школьного возраста и старше

  • Избирательность в предметах. Аутисты не успевают по всем предметам. Но они могут проявлять феноменальные способности в каком-то одном из них. Например, умножать в уме многозначные числа, или, прочитав один раз литературное произведение, тут же пересказать его;
  • Невербальное выражение чувств. Такие дети молчаливы, поэтому часто выражают свои чувства при помощи рисунка, музыки или стихов. Стихи, которые пишут аутисты, часто не имеют смысла для остальных;
  • Трудности при половом созревании. Если в детстве человек не получает должной терапии, то в период полового созревания он может впасть в депрессию и даже проявлять агрессию. Он чувствует, что он не такой, как все и в этом возрасте может начать страдать.
Читайте также:  Болезни роз описания с фото и способы лечения

Виды аутизма

В зависимости от набора симптомов и степени адаптации в обществе, выделяют 3 степени аутизма:

  • Скрытую, о которой на протяжении всей жизни человек может и не знать. В таких случаях излишняя замкнутость списывается на особенности характера;
  • Атипичную, когда проявляется часть симптомов. Такой вид аутизма определяется после 3 лет;

Как разновидность атипичной формы выделяют сидром Аспергера, который часто удается диагностировать только к возрасту 10 лет. У детей, страдающих этим синдромом может быть правильное речевое поведение и хорошо развитый интеллект. Однако могут наблюдаться проблемы с координацией движений, повышенная эгоцентричность, повышенная концентрация внимания на одном занятии. При правильно подобранной терапии, такие дети могут хорошо интегрироваться в общество, окончить ВУЗы и завести семью.

  • Типичную. Такая форма диагностируется чаще всего, присутствует большая часть симптомов.

Типичная форма может проходить в легкой и тяжелой форме.

При условиях ранней диагностики и своевременного проведения корректирующих процедур, дети с лёгкой формой аутизма интегрируются в общество, часто посещают обычные школы и даже заводят друзей.

При тяжёлой форме наладить контакт очень сложно и, соответственно, человека тяжело интегрировать в общество. Дошкольник, страдающий тяжелой формой аутизма, может причинить вред самому себе (кусать себя, щипать, биться головой о пол). Такая особенность – это проявление самозащиты.

Одной из самых тяжелых форм аутизма является синдром Ретта. Им болеют только девочки (мальчики погибают ещё в материнской утробе). Синдром часто сопровождается сторонними диагнозами. Малыш может нормально развиваться до возраста 1.5 лет, а затем остановиться. У него перестаёт расти голова, пропадают речевые навыки и координация движений. Такой малыш крайне сложно поддается коррекции.

Диагностика аутизма

Проблема определения аутизма заключается в том, что нежелание контактировать, смотреть в глаза и тягу к одиночеству, родители склонны списывать на особенности характера или избалованность и обращаются к специалистам, когда время уже упущено.

В США опрос на определение признаков аутизма проводится для всех родителей детей возраста 1,5 лет. Им предлагают ответить на 15 простых вопросов, которые дают определённую характеристику: нравится ли малышу играть, нравится ли ему, когда его берут на руки, тянется ли он к контакту с другими детьми, смотрит ли он людям в глаза. При ответе «нет» на большую часть подобных вопросов, назначают дальнейшее обследование..

Диагностика аутизма – это комплекс мероприятий, направленных на выявление вида заболевания, а также на исключение других диагнозов, которые часто путают с аутизмом (синдром гиперактивности и дефицита внимания, тугоухость или шизофрения).

Первую своего рода диагностику проводят родители. Если они замечают, что странности в поведении малыша происходят систематически, они обращаются к специалисту (или группе специалистов), которые проводят диагностику. Нелишним будет подготовиться к встрече со специалистами и показать им фото и видео, на которых записано поведение ребёнка.

Врач сможет подтвердить или опровергнуть диагноз, в первую очередь наблюдая за малышом со стороны в его привычной среде. Для оценки поведения у него имеется несколько шкал и опросников. Одна из ступеней проверки предусматривает интервью с родителями.

Проводится также проверка на эпилепсию и на присутствие повреждений головного мозга.

В наши дни аутизм диагностируется гораздо чаще, что связано с выработкой более точного механизма выявления его признаков.

Коррекция аутизма

Аутизм – это болезнь неизлечимая. Более того, не существует никаких медикаментов для помощи больным. Медицинские препараты назначаются только для подавления агрессии, регулирования проблем со сном и желудочно-кишечным трактом. В некоторых случаях назначается безглютеновая диета, но её эффективность на данный момент не доказана. Для решения проблем со сном используется фитотерапия. Медикаментозное лечение проводится под строгим контролем медицинского персонала.

Помочь человеку с аутизмом интегрироваться в общество помогут следующие методы:

  • Обучение общению. Относится как общение вербальное, так и невербальное. Ребёнок учится отзываться на своё имя, просить о помощи, когда ему что-то необходимо. Невербальное общение включает в себя как обучение родителей пониманию своего чада через его поведение, так и общение с ним самим при помощи, например, обмена карточками. Данный тип общения характерен для детей с тяжёлой формой заболевания;
  • Занятия с логопедом для коррекции или формирования речи. На этих занятиях аутист расширит свой словарный запас, научится не повторять слова и фразы. Развитие речевых навыков – это один из основных способов для адаптации и вливания в общество;
  • Обучение навыкам интеграции и самообслуживания. Включает комплекс мероприятий направленных на формирование игровых стимулов и ведению рутины. С одной стороны, аутисты стараются стать независимыми, чтобы избежать всяческого контакта со взрослым, но с другой, у него могут отсутствовать другие элементарные навыки. Например, дети с аутизмом долго учатся ходить на горшок и чистить зубы;
  • Поведенческая терапия. Данная терапия направлена на анализ поведения и определения индивидуальных симптомов. На основе этого подбирается ряд процедур по коррекции поведения;
  • Занятия с психиатром или психологом (или и с тем и с другим, зависит от степени отклонения). Здесь важно выбрать специалиста надолго. Во-первых, аутист плохо переживает смену привычного уклада жизни, во-вторых, важно следовать одной программе коррекции;
  • Оздоровительные процедуры. На ребёнка хорошо действует физическая активность. Единственное условие – он должен заниматься с профессионалами, которые знают о его проблеме, либо заниматься в специальных группах. По понятным причинам, таким детям противопоказаны командные виды спорта. Лучше всего выбрать активность, которая предусматривает монотонную деятельность (например, плавание).

Что делать родителям

Первое, что нужно сделать родителям малыша с диагнозом «аутизм», это принять его таким, какой он есть. Чем раньше диагностируется болезнь, тем легче им будет им управлять. Поэтому при обнаружении симптомов, очень важно сразу же обратиться за помощью к специалистам. Можно выделить следующие рекомендации:

  • Запастись терпением и осознать, что результаты будут не сразу. В целом, при небольших отклонениях результаты заметны уже через несколько месяцев. Однако могут быть моменты, которые ребёнок усвоит лучше и моменты, которые он усвоит хуже. При несильных расстройствах и регулярной терапии, в совершеннолетнем возрасте человек имеет все шансы жить самостоятельно;

Для лучшего понимания и установления контакта родителям важно знать, что как минимум до достижения периода полового созревания, ребёнок не страдает от своего состояния. Ему комфортно в своём мире.

  • Завести домашнее животное, если нет на то противопоказаний. Аутисты очень любят животных. Контакт с животными для них – это своего рода терапия;
  • Выстроить последовательную и логичную линию поведения с малышом. Не повышать голос, объяснять всё чётко и медленно, подстроить свой режим дня под режим аутиста.
  • Следовать всем указаниям специалистов. Не пытаться добавить что-то от себя, это может ухудшить ситуацию;
  • Вмешиваться в пространство малыша и пытаться побуждать в нём стимулы, эмоции. При этом стараться не вырывать его из привычной обстановки и периодически давать ему возможность побыть в одиночестве;
  • Не пугаться, если дитя волнуется или проявляет злость при попытке его социализировать. В данном случае наличие эмоций – это положительный признак;
  • Хвалить и поощрять даже при минимальном прогрессе. Вскоре он поймёт выгоду положительных отзывов и будет стараться следовать требуемой линии поведения;
  • Вовлекать в процесс воспитания других родственников, учить их и дошкольника общаться друг с другом;
  • Не запирать малыша дома. Это только усугубит его состояние. Очень важно постепенно расширять круг знакомств, провоцировать его на общение, пытаться мотивировать на прогулку, игры на детской площадке, поход в гости к родственникам и друзьям;
  • Общаться с другими родителям, у которых дети с похожим недугом. Обмен опытом об успехах детей помогает избавиться от чувства отчаяния и одиночества, вселить надежду;
  • Хотя бы раз в год выделять время для себя, оставлять ребёнка с бабушками и дедушками и уезжать в отпуск.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Получит ли ребёнок с аутизмом инвалидность? В России детям с аутизмом дают группу инвалидности после прохождения специальной контрольной комиссии. Для прохождения комиссии необходимо предоставить всю документацию с заключением психиатра и психолога, пройти ряд лабораторных анализов. Чаще всего инвалидность дается аутисту пожизненно в возрасте

3-х лет даже, если симптомы детского аутизма проявляются в 2 года и раньше.

Получив инвалидность, он также получает финансовую помощь от государства для прохождения корректирующей терапии.

Могут ли аутисты иметь детей? Каковы шансы, что они будут здоровы? Аутисты могут иметь детей. Есть также шансы на появление здоровых малышей. Но так как заболевание часто передаётся по наследству, его развитие происходит ещё во время внутриутробного периода.

Если малыш рождается в семье, где один из родителей болен аутизмом, то шансы на то, что он окажется здоровым равны 50/50. Если же в семье больны оба родителя, то шансы на рождение здорового человека снижаются до 25%, а также вероятен риск, что новорожденный будет носителем гена.

С каждой последующей беременностью в таких семьях, рождение нездорового малыша возрастает. Для новорождённых из группы риска проводят диагностику для определения скрытого аутизма.

Читайте также:  Дивертикулярная болезнь кишки дивертикулёз - симптомы и лечение

Какие игрушки лучше всего покупать детям с аутизмом? Аутистам не нужно много игрушек. Они вполне обходятся двумя-тремя, но любимыми предметами. Большое количество разных предметов, их может даже напугать. Вопрос, какую игрушку подарить, волнует многих родителей, ведь аутист слабо проявляет свои эмоции и часто сложно понять, что ему нравится, а что нет.

Здесь важно наблюдение за ребёнком. Чаще аутист привыкает к какому-то одному типу игрушек (машинка, кукла, поезд, плюшевый медведь) и ни за что не выпускает их из рук. Исходя из этого, ему можно подарить подобную игрушку.

Можно также придерживаться возрастных критериев при выборе подарка. Детям до 3 лет хорошо подойдут игры, развивающие мелкую моторику: кубики, конструкторы, развивающие коврики. Малышам постарше подойдёт спиннер.

Не рекомендуется дарить таким детям компьютерные игры, так как они ещё больше провоцируют отрыв от реальности.

Аутизм у взрослых: симптомы, причины, лечение

Врач Крашкина Ирина Ивановна

В интернете довольно часто встречаются вопросы типа «аутизм – что это за болезнь» и «как проявляется аутизм». Данная патология выделена в отдельное заболевание сравнительно недавно, поэтому у многих людей отсутствует информация о его особенностях, причинах развития, возможных последствиях и мерах профилактики.

Существуют три определения данной патологии, взаимодополняющие друг друга:

  • аутизм – это расстройство психики. Суть аутизма состоит в нарушении социальных взаимодействий по причине возможного снижения когнитивных способностей;
  • аутизм – нарушение по своей природе неврологическое;
  • аутизм – врожденное заболевание, возникающее на основе генетической предрасположенности.

Генетическая природа заболевания проявляется в том, что аутизм у детей, признаки и симптомы которого зависят от множества факторов, диагностируют чаще у малышей до 3 лет. Ранний аутизм у детей выражается в эмоциональных и поведенческих нарушениях. Аутизм у взрослых проявляется несколько иначе, чем проявляется данная патология у детей, но при этом имеется много общего, в том числе в области социальной дезадаптации.

В тех случаях, когда аутизм у взрослых диагностируется впервые, вполне вероятно, что патология присутствовала в детском возрасте, но не была своевременно выявлена. В большинстве случаев речь идет об атипичной форме заболевания или о легкой форме, которые были не замечены у детей, но развились на фоне переживаний, стрессовых ситуаций или гормональных изменений в подростковом возрасте.

Если аутизм у детей могут диагностировать педиатры, к которым обратятся родители, заметившие странности в поведении ребенка, то симптомы у взрослых чаще всего приписывают сезонной депрессии или переутомлению, в результате чего помощь больным своевременно не оказывается.

У взрослых данная патология встречается чаще у мужчин, чем у женщин, примерно в 5 раз.

Формы патологии

Аутизм у взрослых современные медики разделили на несколько направлений:

  • синдром Каннера или собственно аутизм с наличием полного спектра симптомов: асоциальность, атрофия речевого аппарата, неразвитость важных нервных структур, средний уровень интеллекта или тяжелая умственная отсталость. Самостоятельно жить такие люди не могут, поэтому в большинстве случаев их помещают в специализированные медицинские учреждения;
  • синдром Аспергера (патология проявляется в облегченной форме). Когнитивные и речевые способности присутствуют. Даже при условии проблем с социализацией и общением люди могут стать полноценными членами общества;
  • синдром Ретта, представляющий собой передающееся по женской линии хроническое психоневрологическое заболевание. Проявляется патология не ранее одного года. Больные с синдромом Ретта стремительно регрессируют и доживают максимум до 30 лет, поэтому взрослых женщин с таким заболеванием немного;
  • атипичная или комбинированная форма устанавливается при невозможности идентификации конкретной формы заболевания.

Особенности заболевания у взрослых

Синдром аутизма Аспрегера у взрослых встречается довольно часто. Появившиеся в детстве симптомы могут сохраниться или трансформироваться, изменить степень выраженности. Развитие аутизма во взрослом возрасте обычно приводит к появлению атипичной формы с небольшой степенью выраженности или проявлением не всех симптомов. Синдром Аспергера был определен у многих талантливых программистов, писателей, ученых. Синдром Ретта является результатом изменений, сформировавшихся в детстве, прогресс которых приводит к деформациям костно-мышечной системы и умственной отсталости.

Нередко аутизм у взрослых, признаки которого зависят от степени проявления патологии, остается не диагностированным. Обидчивость и зависимость от чужого мнения пациентов списывают на особенности характера, результатом чего может быть переход заболевания в тяжелую форму. Своевременная диагностика и качественное лечение позволяют больному успешно справляться со многими проблемами.

Классификация заболевания у взрослых

Психологи выделяют пять групп патологии:

  • в первую группу входят пациенты, которые не взаимодействуют с окружающим миром. Представителям данной группы ставится диагноз аутизма и инвалидности;
  • во вторую группу входят больные, общающиеся с окружающим миром исключительно по собственной инициативе;
  • в третью группу входят взрослые, не принимающие нормы и взгляды общества;
  • в четвертую группу входят люди несамостоятельные, не умеющие справляться с проблемами, обидчивые. Диагностировать патологию может только психиатр;
  • в пятую группу входят люди с диагнозом легкий аутизм и уровнем интеллекта выше среднего.

Симптомы и признаки аутизма у взрослых

Признаки аутизма у взрослых людей проявляются по-разному, но наиболее часто встречающимися являются:

  • сложности при контакте с окружающими, причем даже с близкими, отсутствие эмоций при общении;
  • снижение мимической активности лица;
  • очень часто аутизм, симптомы у детей которого могут быть различными, выявляют по тому, что ребенок не поддерживает контакт глазами. Взрослые аутисты часто отводят глаза;
  • проявляются чрезмерная раздражительность или апатия, вспышки гнева, черты характера, которые ранее отсутствовали;
  • человек перестает испытывать чувство вины и другие эмоции по отношению к окружающим;
  • сфера интересов предельно сужается, человек словно выпадает из реальности;
  • появляется привычка многократно повторять фразы или слова, движения.

Если признаки аутизма замечены своевременно и больной обратился за помощью к медикам, развитие патологии удается успешно купировать.

Точно диагностировать заболевание может только врач. Не откладывайте консультацию — позвоните по телефону +7 (495) 775-73-60

Причины возникновения

Проявляется у взрослых аутизм, симптомы которого могут иметь различную интенсивность, в результате генетических мутаций, определивших особенности функционирования нервной системы. Возникновение аутизма во взрослом возрасте может быть сопряжено различными внешними воздействиями (инфекциями, стрессами, переутомлением и пр.). Точные причины аутизма до сих пор не установлены, но современные ученые все чаще называют аутизм у детей генетическим заболеванием, которое развивается под воздействием различных негативных факторов.

Основные не генетические причины аутизма таковы:

  • нарушение обмена веществ и неподходящий рацион;
  • прием беременными лекарств при угрозе выкидыша;
  • нарушения костного развития;
  • нарушения мозговой деятельности;
  • попадание в организм опасных веществ и пр.

Ученые считают, что в большинстве случаев аутизм, причины возникновения которого зависят от внешних факторов, прогрессирует при условии пребывания человека в неблагоприятной психологической обстановке и при сильном физическом перенапряжении.

Факторы риска

Расстройство аутистического спектра или аутизм, симптомы которого зависят от состояния здоровья больного, быстрее прогрессирует, если присутствуют следующие факторы риска:

  • вирусное заболевание (грипп);
  • интоксикации;
  • лихорадка;
  • антибиотикотерапия;
  • нарушения иммунной системы;
  • отравления.

В числе причин, вследствие которых развивается аутизм у детей, признаки которого несколько отличаются от симптомов патологии у взрослых, медики называют:

  • проблемные или тяжелые роды;
  • прием лекарств беременной;
  • инфицирование во время вынашивания ребенка;
  • астма, гиперемия, ожирение или истощение матери во время вынашивания плода.

Когда следует обратиться к врачу

У взрослых людей лечит аутизм врач психотерапевт. При необходимости специалист может направить к психиатру или другому специалисту. Обратиться за медицинской помощью следует при наличии таких признаков:

  • отсутствие желания общаться с окружающими, в том числе с близкими;
  • отсутствие желания участвовать в групповых занятиях, в общих беседах;
  • появились пассивность или раздражительность;
  • полное игнорирование событий в своей жизни и в жизни близких;
  • появились стереотипные движения, тенденция повторять фразы;
  • утрачивается чувство реального времени.

Больные аутизмом могут не осознавать проблемы. В таких случаях к врачам рекомендуется обратиться родственникам.

АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) в Москве предлагает услуги квалифицированных психотерапевтов в области лечения аутизма. Расположена клиника по адресу 2-й Тверской-Ямской переулок, дом 10, в 5 минутах ходьбы от метро Маяковская. Высокая квалификация специалистов-психотерапевтов и применение современных методов лечения позволяют пациентам быть уверенными в успешности терапии.

Диагностика аутизма

Диагноз аутизм взрослым людям ставит квалифицированный врач на основе данных анамнеза, опроса и результатов инструментального обследования. Инструментальное обследование (электроэнцефалография) позволяет исключить вероятность сопутствующих патологий и провести дифференциальную диагностику. Дифференциальная диагностика аутизма во взрослом возрасте проводится при подозрениях на шизофрению или депрессивные расстройства.

Наиболее часто применяемыми диагностическими методами являются:

  • ЭЭГ для выявления судорожной активности;

Назначаются также консультации психиатра, невролога, сурдолога. АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга), расположенная в центральном округе в двух шагах от метро «Маяковская», «Чеховская», «Новослободская» располагает новейшим лабораторным и диагностическим оборудование для проведения всестороннего обследования.

Лечение

Лечение аутизма у взрослых предусматривает применение различных методик. Заболевание аутизм хорошо поддается лечению терапевтическими методами, целью которых является формирование внутреннего равновесия и снижения уровня стресса.

Медикаментозное лечение аутизма назначается в случаях, когда состояние больного требует коррекции, и включает ряд препаратов:

  • транквилизаторы, антидепрессанты, нейролептики, ноотропы;
  • противосудорожные;
  • стимуляторы.

При заболевании аутизма терапия психологическая при правильном выборе методики позволяет значительно повысить адаптацию пациента в социуме. Люди с аутизмом успешно справляются с болезнью при своевременном обращении за помощью.

Читайте также:  Гепатиты воспалительные заболевания печени

Как записаться к психотерапевту

Чтобы записаться на прием к психотерапевту в АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга), можно воспользоваться любым из следующих способов:

    ;
  • по телефону +7 (495) 775-73-60.
  • Вызвать скорую помощь можно по телефону +7 (495) 229-00-03.

Клиника находится в центре Москвы по адресу переулок 2-й Тверской-Ямской, дом 10 (станции метро Маяковская, Тверская, Чеховская, Белорусская).

Аутизм у детей что это за болезнь симптомы

Специалист приемной комиссии свяжется с Вами
в ближайшее время в рабочие часы с Пн-Вс с 9:00-21:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Валерия
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Аутизмом называют нарушение психического формирования личности.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Когда в семье рождается ребенок – это всегда радостное событие. Все с радостью наблюдают, как он растет, развивается. Но иногда родителей может насторожить тот факт, что их кроха ведет себя как-то по-особенному, и что на самом деле в его поведении и развитии что-то идет не так, как надо. Малыш существенно отличается от окружающих детей, его поведение, речь и взаимодействие с социумом несколько не соответствует нормам данного возраста. Это заболевание называется аутизмом.

Аутизмом называют нарушение психического формирования личности. Уровень развития ребенка при таких расстройствах бывает абсолютно различным. Можно наблюдать как глубокую умственную отсталость, так и одаренность в некоторых сферах искусств. Такое разнообразие симптомов и проявлений заболевания позволяет считать воспитание таких детей одним из самых сложных разделов педагогики. Около 80% больных детей являются инвалидами.

В современном обществе принято считать, что одной из основных причин развития у детей аутизма являются не качественные профилактические прививки. Но подтверждения это предположение не получило. Напротив, считается, что у ребенка должны быть проставлены все прививки по графику, чтобы он был защищен от инфекционных заболеваний. Природа появления аутизма у детей никак не связана с вакцинацией.

Самое главное – не скрывать диагноз, убегая от проблемы. Следует отказаться от всех планов, выстроенных на ребенка и научиться принимать его таким, какой он есть. Создавать доброжелательную атмосферу вокруг него, организовывать такое окружение, которое будет привычно малышу.

У детей аутизм развивается в первые три года их жизни. Ребенок может просто немного отставать в развитии и начало развития заболевания можно попросту пропустить. В некоторых случаях происходит обратная картина: у совершенно нормального ребенка, который вел себя активно и подвижно, с удовольствием лопотал, вдруг наступает такое состояние, что приобретенные им до этого навыки просто утрачиваются.

Признаки аутизма у детей

Аутизм является достаточно неординарной болезнью и проявляется у каждого заболевавшего ребенка по-разному. Однако можно найти общие признаки, которые имеются у всех больных. Симптомы заболевания зависят от возрастной категории детей, потому данную болезнь можно разделить на ранний, детский и подростковый аутизм.

Ранний аутизм у детей

Раннему аутизму присущи следующие характерные признаки и симптомы:

  • Ребенок не отзывается на собственное имя.
  • Малыш любит играть в одиночестве.
  • При общении с другими детьми или людьми ребенок-аутист не смотрит в глаза собеседнику.
  • У детей-аутистов отсутствие чувства опасности.
  • У детей, страдающих этим заболеванием отмечается необычная привязанность к предметам.
  • Дети с аутизмом избегают тесного контакта, объятий.
  • В поведении детей с аутизмом может присутствовать неуместный смех.
  • Отмечается сниженная чувствительность к боли.

Детский аутизм

Для этого вида заболевания можно отметить следующие признаки:

  • Ребенок замкнут и не желает принимать участие в разговорах.
  • У него возникает желание заниматься только чем-то одним, определенным занятием, исключаю другие виды деятельности.
  • В речи наблюдается повтор одних и тех же слов, звуков.
  • Отмечается тяжелая адаптация ко всему новому.
  • Отмечается слабое усвоение нового материала, отсутствует способность запоминать материал.
  • Возникает причудливое поведение, например, он подолгу кружится, хлопает в ладоши и прочее.
  • У ребенка практически отсутствует какая-либо реакция на родителей, педагогов, воспитателей.

Подростковый аутизм

Подростковый аутизм характерен для более старших детей и обуславливается наличием следующих симптомов заболевания?

  • У ребенка отмечается явное нежелание общаться, принимать участие в разговорах.
  • Стадия полового созревания проходит более болезненно, нежели у сверстников.
  • Иногда у таких детей отмечаются приступы повышенной агрессии.
  • Вследствие перечисленных факторов может начаться развитие депрессии.
  • В тяжелых случаях не исключено развитие эпилепсии.

Причины развития заболевания

В большинстве случаев аутизм не связан с поражением головного мозга. Да и точных причин развития заболевания никто не может назвать. Самыми распространенными из них являются:

  • Наследственность. Если у кого-то из родственников уже диагностировали аутизм, то риски повторного его появления у ребенка возрастает в разы.
  • Перенесенные вирусные инфекции матерью во время беременности могут спровоцировать развитие недуга.
  • Неблагоприятным образом может сказаться ожирение беременной женщины.
  • Недоношенный плод.

Численность детей с аутизмом в последнее время значительно возросла. Что именно стало тому причиной, пока неизвестно. Возможно, такой толчок дало ухудшение условий окружающей среды, экологии. Кстати, более детальное изучение болезни показывает, что чаще всего аутизм наблюдается у мальчиков.

Как диагностировать аутизм у ребенка

Поставить точный диагноз можно только клинически. Для этого требуется провести наблюдения за ребенком, отметить возможные симптомы и признаки. Кроме того, в настоящее время имеется достаточное количество тестов, которые помогут провести диагностику.

При выполнении заданий на определение уровня развития, очень часто дети используют невербальное общение. И с тестами, в которых нужно что-то показать, а не сказать, справляются на ура. Именно поэтому следует выбирать несколько методов диагностики.

Если родители замечают симптомы аутизма, надлежит сразу же обратиться к психиатру, иначе диагноз может быть выставлен с опозданием, что существенно снизит шансы ребенка на успешное лечение.

Методы лечения аутизма у детей

Неотъемлемой частью на пути к излечению ребенка от аутизма являются процедуры, физические упражнения, регулировка питания. Такие действия научат малыша управлять телом и выполнять некоторые навыки, которые необходимы для развития самостоятельности. Тем не менее стандартизированных методов лечения нет, потому каждый прибегает к своим.

Следует помнить! То, что помогает одному, может не принести никакой эффективности другому. Если рекомендованный кем-то метод не показал результат, необходимо прибегнуть к следующему.

Родители должны выбирать способ лечения, опираясь на индивидуальность ребенка, обязательно согласовывая все свои действия с лечащим врачом малыша. Прежде чем согласиться на какой-то эксперимент, нельзя не подумать о том, как его воспримет малютка. При правильном выборе лечения высока вероятность успехов в развитии.

Детей, страдающих аутизмом, учат управлять своим поведением. И чем раньше начать это делать, тем больше возможность достигнуть хороших результатов.

К сожалению, не стоит надеяться, что лечение будет быстрым, необходимо запастись терпением и силами. И главное, настрой родителей, их отношение к происходящему и принятие ситуации – уже 50% успеха.

Обучение ребенка-аутиста: особенности

Создание границ обучения необходимая часть, поскольку у многих детей возникают проблемы с адаптацией в новых для них условиях.

Вот несколько советов по обучению ребенка-аутиста.

  • Во всем соблюдать режим, график, чтобы ребенок знал, чего ему ожидать далее по его расписанию на день, можно сделать часы, на которых будут приклеены картинки. Изображения будут указывать на занятия и время их проведения.
  • Ни в коем случае нельзя мешать планам малыша, если он хочет читать с любимым предметом в руках, обязательно нужно это разрешить.
  • Следует рассказывать и читать истории, из которых ребенок сможет вынести правильную модель поведения и реакций. Целесообразно задавать вопросы, например: «Почему мальчик грустил?», «Что порадовало лисенка?»
  • При фиксировании внимания ребенка на определенном предмете используйте данную ситуацию с выгодой. Например, если это котенок, путешествуйте вместе с ним по разным странам. Так малыш сможет получить некоторые знания по географии.
  • Задания необходимо диктовать по мере их выполнения или же записывать, потому как длинные команды могут смутить ребенка.

Важно!
Не повышайте на больных детей голос, ведь у них очень чувствительный слух. Старайтесь выбирать творческие и интересные задания. При отсутствии желания разговаривать у ребенка, запаситесь картинками, с помощью которых он сможет выражать свои желания. Если малыш не реагирует на свое имя нет надобности повторять его несколько раз, он все равно не поймет, что обращаются именно к нему.

Какие прогнозы делают врачи

Ни один из врачей не сможет дать никаких прогнозов касаемо детского аутизма, ведь его точная причина до сих пор не ясна. Не существует и единой методики лечения, которая подошла бы всем. Никто не сможет пообещать родителям, что их ребенок успешно окончит школу, поступит в ВУЗ, ведь болезнь еще плохо изучена и как она поведет себя, никто не может спрогнозировать наперед.

Родителей детей-аутистов всегда волнует вопрос: эпилепсия встречается у всех детей, страдающих этим заболеванием? Около 30% детей имеют эпиактивность в мозге. Но если наблюдать за больными ночью, то можно заметить, что данное состояние встречается у 90%, но не доходит до приступов.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.