Главная » Статьи » Галина Волчек биография худрука театра Современник и причины смерти

Галина Волчек биография худрука театра Современник и причины смерти

Галина Волчек

Галина Волчек

Галина Волчек. Биография: театр «Современник», брак с Евгением Евстигнеевым, работа с Григорием Козинцевым, сын-кинорежиссер и полный набор орденов «За заслуги перед Отечеством».

Краткая справка

Галина Борисовна Волчек (Galina Volchek). Дата рождения – 19 декабря 1933 года. Место рождения – Москва, СССР. Дата смерти – 26 декабря 2019 года. Место смерти – Москва, РФ.

Биография. Ранние годы

Галина родилась в еврейской семье. Отцом Галины был Борис (Бер) Израилевич, советский кинорежиссер, получивший три Сталинские премии, а матерью Вера Исааковна Маймина, писавшая сценарии.

После получения аттестата о среднем образовании Галина направилась в Школу-студию имени Владимира Немировича-Данченко при МХАТ имени Максима Горького. Она училась на курсе Александра Карева, который в разное время преподавал Леониду Броневому, Игорю Кваше, Анатолию Кузнецову, Борису Ардову, Геннадию Бортникову и др.

«Я была зажатая, некрасивая, толстая, стеснялась своей фигуры. Я просто знала, что хочу быть актрисой, умираю», – вспоминала Волчек про свою молодость.

Как начинался «Современник»

В 1956-м вскоре после выпуска Олег Ефремов и молодые выпускники Школы-студии, в числе которых были Галина Волчек и ее будущий муж Евгений Евстигнеев, создали Студию молодых актеров. Именно она через некоторое время стала тем «Современником», который знают все.

Режиссерским дебютом Галины Борисовны стала пьеса «Двое на качелях», написанная амеркианцем Уильямом Гибсоном. После этого были совместные работы с Ефремовым – «Без креста!» по Владимиру Тендрякову и «Большевики» по Михаилу Шатрову.

В 1966-м Волчек получила Государственную премию СССР за постановку романа Ивана Гончарова «Обыкновенная история».

Волчек трудилась в театре и как актриса. Она играла Нюрку-хлеборезку в постановке «Вечно живых» по Виктору Розову, Зою в «Пяти вечерах» (по Александру Володину), Первую фрейлину в шварцевском «Голом короле», а последней ее ролью стала Марта в пьесе Эдварда Олби «Кто боится Вирджинии Вулф».

Во главе «Современника»

Лидером театра поначалу был Ефремов, однако в 1970-м он вместе со многими актерами покинул «Современник» и возглавил Московский художественный академический театр (МХАТ).Также Ефремов захватил с собой часть репертуара.

В этой непростой ситуации главным режиссером «Современника» стала Галина Волчек. За нее проголосовали все актеры, против была только она сама. Однако ей удалось театр с колен, она освежила репертуар, введя не самых известных авторов. Примером можно считать драму «Восхождение на Фудзияму», которую создал Чингиз Айтматов. Минимализм в части декораций и музыка Микаэла Таривердиева – этот эксперимент понравился зрителям.

Подобное новаторство привлекло и актеров с режиссерами. В театр, который еще недавно был на грани закрытия, пришли молодые режиссеры Валерий Фокин (ныне худрук Александринского театра) и Иосиф Райхельгауз (сейчас глава Школы современной пьесы). В театральную труппу вошли Лия Ахеджакова, Марина Неелова, Валентин Гафт, Константин Райкин, Станислав Садальский и др.

Волчек стала первым отечественным режиссером, сломавшим культурную стену между США и СССР. В 1978-м на гастролях в Хьюстоне она представила пьесу Михаила Рощина «Эшелон», а в 1990-м в Сиэтле в рамках Игр доброй воли презентовала постановки чеховских «Трех сестер» и спектакль по автобиографичной книге Евгении Гинзбург «Крутой маршрут».

В 1989-м в театре ввели должность художественного руководителя, который получила Волчек. Она занимала его вплоть до своей смерти, руководя театром даже из инвалидной коляски. «Спокойно доживать я не умею и не хочу», – сформулировала она свое кредо в одном из интервью.

Волчек и кино

Пробовала себя Галина Борисовна и в кинематографе. Она снялась свыше, чем в 20 фильмах. Дебютом стало участие в ленте «Дон Кихот» в 1957 году. Постановку Мигеля Сервантеса осуществлял классик советского кино Григорий Козинцев. С мэтром она пересеклась еще раз в 1970-м, когда он снимал свой последний фильм – «Короля Лира».

В 1966-м она сыграла эпизодическую роль в кинокомедии «Берегись автомобиля», где блистал ее на тот момент уже бывший муж Евгений Евстигнеев.

После она отметилась в экранизации романа Валентина Катаева «Волны Черного моря» и в музыкальном телефильме «Про Красную Шапочку», а в 1979-м сыграла одну из ролей у Георгия Данелии в трагикомедии «Осенний марафон».

Последней работой Волчек как актрисы стала лента «Таинственная страсть», снятая Владом Фурманом по роману Василия Аксенова, где ей досталась эпизодическая роль режиссера.

Есть в биографии Галины Волчек и роль в фильме собственного отца. Дело было еще в ее молодости, в 1963-м, когда она снялась в ленте «Сотрудник ЧК».

В качестве режиссера Галина Борисовна выступила автором 14 фильмов-спектаклей. Среди них – «Обыкновенная история», «На дне», «Домби и сын», «Вечно живые», «Три товарища» «Вишневый сад». Последней работой подобного толка стал «Заяц. Love story», снятый в 2009-м.

Награды и признание

Первым официальным признанием для режиссера стала Государственная премия СССР за гончаровскую «Обыкновенную историю» в 1967-м. Два года спустя она удостоилась звания Заслуженной артистки РСФСР.

В 70-е Галина получила Орден Трудового красного знамени, а под конец десятилетия стала Народной артисткой РСФСР. Того же самого статуса, но уже в масштабах СССР, Волчек удостоилась в 1989-м.

Уже в новейшей российской истории она получила орден Дружбы народов, а три года спустя и орден «За заслуги перед Отечеством» III степени. Те же ордена, но II и IV степени ей достались уже при Владимире Путине. А при Дмитрии Медведеве коллекция пополнилась и орденом I степени.

В 2014-м многолетние заслуги режиссера были отмечены театральным сообществом. Ей вручили «Золотую маску» за выдающийся вклад в развитие театрального искусства.

Последней наградой Волчек стало звание Героя труда РФ. Ее режиссеру вручал лично Владимир Путин.

Смерть Галины Волчек

В последние годы жизни здоровье Галины Волчек оставляло желать лучшего. Она страдала хроническим бронхитом. Также из-за проблем с позвоночником она практически не ходила, передвигаясь в инвалидной коляске.

Валентин Гафт: биография, стих о Путине и причины смерти

Даже на прощание со своим коллегой по театральному цеху Марком Захаровым она приехала на инвалидной коляске. Незадолго до этого в общении с актерами «Современника» она заявила, что здоровье уже не то, что в молодости, и регулярно ее подводит. На фотографии с прощания с Захаровым Галина Борисовна выглядела крайне болезненной.

23 декабря 2019 года ее госпитализировали в Боткинскую больницу с бронхитом. Однако позже медики поставили другой диагноз – двусторонняя пневмония. Пациентку подключили к аппарату ИВЛ, но было уже поздно, здоровье совсем отказало.

У Волчек начались осложнения: развился ателектаз, затруднивший дыхание, и развилась атрофия мозга. Все осложнялось отеком ног.

26 декабря Волчек умерла от отека мозга и легких. По информации СМИ, гражданская панихида пройдет в театре «Современник» в воскресенье, 29 декабря, в 11:00, а похоронена она будет на Новодевичьем.

Личная жизнь Галины Волчек

Сама Галина Волчек так говорила о своей личной жизни: «У меня было два мужа, несколько романов и одно заблуждение».

Первым мужем Галины Волчек был знаменитый советский актер Евгений Евстигнеев. Они прожили вместе 9 лет, Галина родила супругу сына Дениса, который впоследствии стал режиссером кино. Евгения Галина Борисовна пережила супруга на 20 с лишним лет, он скончался в марте 1992-го в Лондоне.

Вторым мужем Галины стал человек, далекий от театра и кино, Марк Абелев. Он был профессором МИСИ и получил Государственную премию СССР за свои работы по строительству. Волчек уделила ему 10 лет своей личной жизни (до 1976 года). Сам Абелев впоследствии заявил, что расстался с супругой, потому что ревновал ее к театру, которому она уделяла больше времени, чем семье.

Отец Галины Волчек умер в 1974 году, а супруга пережила его на 15 лет, она умерла только в 1989-м.

Волчек в воспоминаниях коллег

В конце своей жизни Олег Табаков вспоминал о своем сотрудничестве с Волчек как режиссером. У актера случился инфаркт, и Галине советовали заменить Олега кем-то еще. Но она на это не пошла. «Я этого ей никогда не забуду. Галина Борисовна – очень верный человек», – отозвался о Галине ныне покойный актер.

Оперная дива Елена Образцова призналась однажды, что всегда поражалась, как та столько лет «держит» театр. По ее мнению, дело было не только в блистательном таланте и огромном авторитете, но и в силе и мощи ее характера.

Худрук театра Et Cetera Александр Калягин назвал скончавшуюся звезду отечественного театра «человеком-эпохой, человеком-легендой». По его словам, она не только поставила множество талантливых спектаклей, но и воспитала плеяду прекрасных актеров.

Согласен с ним в такой оценке и директор «Ленкома» Марк Варшавер. Он охарактеризовал ее как «воспитателя артистов». Варшавер заметил, что Галина Борисовна умела коллекционировать таланты.

Добавьте ленту «INFOX.ru» в свою личную и получайте актуальные новости ежедневно

Галина Волчек

Галина Волчек

Галина Борисовна Волчек – актриса театра и кино, режиссер, художественный руководитель театра «Современник». Поставила спектакли «Двое на качелях», «Обыкновенная история», «Эшелон», «Три сестры» и многие другие, всего в ее творческой копилке около 30 режиссерских театральных работ. Известна по фильмам «Берегись автомобиля» и «Осенний марафон».

На фото: Галина Волчек

Детство и семья

Галина Борисовна появилась на свет в декабре 1933 года в семье известного режиссера, кинооператора и педагога Бориса Израилевича Волчека (1905 – 1974), которого называют основоположником московской операторской школы. Мать, Вера Исааковна Маймина (1908 – 1989), училась на сценариста во ВГИКе, после была домохозяйкой.

Родители Галины Волчек: Вера Маймина и Борис Волчек

Галина появилась на свет в Москве, первые годы жизни провела в доме на Полянке, квартиры в котором занимали представители кинематографической элиты. Так, близким другом Бориса Волчека был Михаил Ромм, а Галина дружила с его дочерью Наташей.

Детство Галина, пухлая непримечательная девочка с вечными двумя косичками на голове, провела за книжками. Мама, женщина эгоистичная и властная, гордилась тем, что у нее такая спокойная, добродушная и мягкотелая дочь. Вера контролировала жизнь Гали вплоть до того, каких ей авторов читать и каким тоном разговаривать.

Галина Волчек в детстве

Во время войны, когда большинство сотрудников «Мосфильма» эвакуировали в Казахстан, а Борис Волчек ушел на фронт, Галина вместе с мамой и няней Таней отправились в Свердловск, где жила бабушка со стороны матери, Роза Борисовна, местная звезда оперетты. Этот жанр, а точнее, его элегантная визуальная составляющая запали в душу маленькой Гале. В Свердловске же она пошла в первый класс. После победы Галина с мамой вернулись в Москву. За военные годы отношения ее родителей испортились.

Юность

Постепенно внутри девочки созрел протест, и после развода родителей (Галине было 13), когда мать поставила ее перед фактом, она решила остаться с отцом. Отец был другим: он не ограничивал дочь, был добрым и рассудительным родителем и навсегда остался в памяти актрисы как недостижимый идеал мужчины. Вырвавшись из ежовых рукавиц, Галина начала курить и тесно общаться с мальчиками. Пубертатный период не превратил ее в хрупкую красотку, наоборот, она поправилась, грудь выросла не по годам, без пяти минут девушка начала стесняться своего тела.

Читайте также:  Какие бывают болезни рассады томатов распознавание их по фото с описанием и способы лечения

Галина Волчек с отцом

На самооценку влиял и неизвестно почему начавшийся конфликт с учителями школы №585, особенно с завучем, считавшей, что Галина с ее тройками по математике и эпизодическими прогулами, не заслуживает обучаться в этом заведении. Волчек ненавидела школу, учителей и сверстников, получавших пятерки за шаблонные ответы и стереотипное мышление. Единственной отдушиной была литература, ведь там учительница оценивала в первую очередь критическое мышление, а не зазубренные стандартные фразы.

Галина начала задумываться о выборе профессии. Парадоксально, но ее, выросшую в кинематографической среде, не пленял этот вид искусства. Она никогда не испытывала пиетета к «магии кино», потому что все это было привычно и понятно, а большинство кинозвезд были знакомы с ней лично, ведь мало кто мог отказать маленькой девочке посидеть на коленках.

Галина Волчек в юности

Лишь один раз она, позавидовав дочке Михаила Ромма (режиссер снял ее в своем фильме в эпизодической роли), пришла к отцу и расплакалась. В другой раз Галина вместе с подругой упросила Ромма снять их в массовке, но так старательно изображали радость, что режиссер со смехом попросил их уйти со съемочной площадки. Но в итоге девушка заболела театром и порой перебарщивала с «вхождением в роль». Так, чтобы проучить соседку-сплетницу, она купила арбуз, засунула его под пальто и прохаживалась под окнами женщины, ожидая реакции. И она последовала незамедлительно: сплетница прожужжала уши всему дому, сетуя на развратную современную молодежь.

После восьмого класса Волчек ушла из ненавистной школы, но вот беда – в театральные вузы не брали без аттестата. Ей пришлось устроиться в школу рабочей молодежи. Упор в программе делался на точные науки, Галина в них ничего не понимала. К счастью, приятель, тоже чистейший гуманитарий, подсказал ей, что можно окончить школу-экстернат, то есть сдать экзамены сразу за 10 и 11 классы. Путем упорного труда и не без проявления актерских способностей на экзамене, Галина их успешно сдала, и даже казавшуюся невозможной химию, и отнесла документы в Школу-студию МХАТ.

Отец был против этого решения. Он не хотел для дочери карьеры ни в кино, ни в театре. Не потому что не верил в ее силы, просто не понаслышке знал, каким трудом дается популярность, и что ждет в будущем артистов, ее не добившихся. Он умолял ее пойти на сценарный факультет ВГИКа, и втайне от дочери договорился со знакомым, чтобы Галю приняли в Институт гидромелиорации.

Перед прослушиванием в Щукинское училище

По воле матери, не надеявшейся, что строгая приемная комиссия Школы-студии МХАТ одобрит кандидатуру дочери, Галина пошла поступать в Щукинское училище. Так как делала она это против своего желания, то была абсолютно спокойна, игнорируя смешки абитуриенток модельной внешности и улыбки членом комиссии. И поступила, но все-таки попытала счастья в вузе, о котором мечтала, и снова ее ждала удача.

С одногруппниками

В Школе-студии МХАТ она училась на курсе Александра Карева и, после дипломного спектакля «Женитьба Бальзаминова», в 1955 году стала дипломированной актрисой.

Фото со спектакля «Женитьба Бальзаминова»

«Современник»

После выпуска Волчек вместе с другими выпускниками Школы-студии, среди которых были Олег Ефремов, инициатор этой затеи, а также Игорь Кваша, Евгений Евстигнеев, Лилия Толмачева и Олег Табаков, основали собственный театр, получивший название «Современник». Основной идеей молодых актеров было метафорическое разрушение «старого» театра, который не мог предложить зрителям ничего нового. Отсюда и название: основатели хотели разговаривать со своими современниками языком современности, на сцене появлялись характеры, знакомые и понятные каждому.

Галина Волчек в молодости

Дебютная постановка «Современника» – спектакль «Вечно живые» по пьесе Виктора Розова – была впервые поставлена 15 апреля 1956 года. Режиссером-постановщиком был Олег Ефремов, а Галина Волчек исполнила роль Нюрки-хлеборезки. После спектакля актеры долго разговаривали со зрителями.

После премьеры спектакля «Вечно живые»

Слух о новом театре быстро разнесся по Москве, каждый год труппа представляла публике новую постановку, а то и две-три. Волчек играет в другой яркой постановке по Розову, комедии «В поисках радости». Ее героиня – Клавдия Степановна, мать четверых уже взрослых детей, живущих с ней в одной квартире. Комедия высмеивала царящий в советском обществе вещизм и совместное проживание нескольких поколений на одной жилплощади. За следующие 5 лет Галину можно было наблюдать в восьми спектаклях («Голый король», «Пятная колонна», «Пять вечеров», «Взломщики тишины» и др.).

Галина Волчек и Олег Табаков (1967)

Олег Ефремов как художественный руководитель «Современника» всегда поощрял режиссерские эксперименты своих подопечных. Вот и 29-летняя Галина Волчек вдохновляется пьесой Уильяма Гибсона «Двое на качелях» и ставит одноименный спектакль с Татьяной Лавровой и Михаилом Козаковым в главных ролях. Это драма об отношениях двух влюбленных, яркий представитель отечественного психологического театра.

«Двое на качелях»: Татьяна Лаврова и Михаил Козаков

Галина продолжила выходить на сцену в качестве актрисы, но все больше времени посвящала режиссерской деятельности. Совместно с Олегом Ефремовым она ставит драмы «В день свадьбы», «Большевики», а в промежутке между ними выходит классический спектакль, который назовут одним из ее самых удачных, – «Обыкновенная история» по Гончарову.

Олег Ефремов и Галина Волчек

За эту работу Волчек впервые становился лауреатом Государственной премии, как и автор инсценировки (Розов) и главные звезды (Михаил Козаков и Олег Табаков). Три года спустя она пересняла «Обыкновенную историю» для телевидения. Спектакль 1968 года «На дне» (по Горькому) тоже пользовался успехом и получил в 1972 году телеверсию.

Спектакль «Обыкновенная история»

Режиссерские работы Галины Волчек отличались по жанру: сказка «Принцесса и дровосек» (1969), основанный на песнях Владимира Высоцкого «Свой остров» (1971), созданный при помощи Чингиза Айтматова спектакль «Восхождение на Фудзияму» (1973).

С Владимиром Высоцким

Вместе с тем в начале 70-х «Современник» оказался под угрозой. Возвращалась цензура, Олег Ефремов покинул театр, получив предложение возглавить МХАТ, и забрал с собой права на весь репертуар. Советская пресса рассуждала об идеологическом крахе «Современника». К 1972 году театр был на грани закрытия. Члены труппы решили проголосовать за нового главного режиссера, и решением большинства им стала Галина Волчек.

Галина Волчек руководит «Современником» с 1972 года

Уже упомянутый выше спектакль «Восхождение на Фудзияму» стал первым, поставленным под новым руководством. Именно Волчек решает привлечь к работе над постановкой Айтматова, которым в минувшее десятилетие зачитывались буквально все. В центре сюжета оказалась учительница, провожающая на фронт своих учеников.

Репетиция спектакля «Восхождение на Фудзияму»

В дальнейших работах Галина Волчек, понимавшая значение театра в политической и социальной жизни страны, всегда старалась отображать действительность максимально честно. В репертуаре были спектакли о рабочей жизни («Погода на завтра», 1973), о партийной («Обратная связь», 1977).

Рост Галины Волчек – 163 см

Знаковым стал спектакль «Эшелон» (по Михаилу Рощину, 1975), поскольку одновременно с «Современником» его ставили в МХАТе. Постановка посвящена простым советским женщинам, вместе с детьми едущим в эвакуацию в вагонах-теплушках. Во время одной из репетиций Волчек сообщили, что ее отец умер. Будучи «папиной дочкой», она восприняла новость тяжело, но нашла силы закончить работу над «Эшелоном».

Фото со спектакля «Эшелон»

Зрители плакали, и даже в Германии постановку приняли очень тепло. Пресса пишет полные похвалы рецензии, особенно выделяя работы Аллы Покровской, Людмилы Ивановой и Любови Добржанской. В 1977 году театру разрешают показать «Эшелон» в театре драмы американского города Хьюстон, тем самым Галина Волчек первой из советских режиссеров объединяет два культурных мира.

Галина Волчек

В 1984 году выходит последний спектакль «Современника» с Галиной Борисовной в качестве актрисы. Она – Марта в постановке «Кто боится Вирджинии Вульф?».

«Кто боится Вирджинии Вульф?»

В конце 80-х Галина начинает сотрудничество с Александром Гетманом. Его интерпретация автобиографии Евгении Гинзбург, труднейшего для театральной постановки произведения, превращается в спектакль «Крутой маршрут» (1989). Десять лет спустя Волчек и Гетман ставят «Три товарища» Ремарка, спектакль, раз за разом срывавший овации.

Галина Волчек и Валентин Гафт (1983)

В 90-е «Современник» много гастролирует по миру. В 1990 чеховские «Вишневый сад» (1976) и «Три сестры» (1978) Галина Волчек и ее подопечные продемонстрировали на Играх доброй воли в Сиэтле, США. Галину Борисовну приглашали ставить спектакли в театрах Германии, Финляндии, США, Венгрии, Польши.

В новом тысячелетии Галина Борисовна ставит все меньше новых спектаклей. Дважды (в 2001 и 2009) перезапускаются «Три сестры». В 2009 году снова ставится «Мурлин Мурло». Впервые этот спектакль был поставлен в театре в 1990 году, и автор пьесы Николай Коляда отговаривал Волчек от постановки, опасаясь за репутацию театра. Ответ режиссера он запомнил навсегда: «Коля, успокойся. И запомни: серость всегда завидует талантливым людям». В 2018 году выходит новая версия «Двое на качелях».

Галина Волчек в середине 90-х

Роли в кино

Если не считать телеспектакли, в фильмографии Галины Волчек немного ролей в кино, и почти все они второстепенные, но неизменно яркие: медсестра в фильме «Шли солдаты», Римма Синайская в фильме Олега Ефремова «Строится мост», покупательница магнитофона в комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля».

Кадр из фильма «Берегись автомобиля»

Одна из ключевых ролей досталась Галине Волчек в драме «Свой» (1970) – Зоя Мамонова, супруга осужденного мошенника. В том же году на экраны выходит «Король Лир», зрители видят актрису в роли Реганы.

Галина Волчек в роли Реганы

В 1975 году она снимается в сериале «Белеет парус одинокий» и комедии «Маяковский смеется». Затем Галина Борисовна снимается в фильмах-сказках «Русалочка» и «Красная шапочка», а в 1979 году играет однокурсницу главного героя в «Осеннем марафоне» Георгия Данелия.

Галина Волчек в фильме «Осенний марафон»

Личная жизнь Галины Волчек

В жизни Волчек Галины Борисовны было два официальных супруга и, как говорила сама режиссер, одно заблуждение.

Первый муж – Евгений Евстигнеев. С ним Галина познакомилась в перерывах между занятиями в Школе-студии МХАТ. Он, новичок на их третьем курсе, стоящий на пороге 30-летия, подошел и протянул «Беломор», Галина затянулась, чем вызвала восторг. Евгений впечатлил девушку некой отстраненностью, он был старше остальных ребят, странно одевался и залихватски играл на разных музыкальных инструментах.

Галина Волчек и Евгений Евстигнеев в молодости

Их роман развивался очень быстро, и, несмотря на неприятие жениха-провинциала родителями Галины, в 1955 году влюбленные сыграли свадьбу и стали жить в квартире вместе с Борисом Израилевичем и его второй женой. Но совместная со старшим поколением жизнь не задалась, и молодые съехали на съемную квартиру, деньги на аренду им дала мать Галины.

В 1961 году на свет появился их сын Денис. Он пошел по пути матери и стал кинорежиссером. Волчек всегда с особой любовью говорила о сыне:

Сын для меня – тема особая. Так сложились наши отношения, что он мой главный советчик, самый строгий зритель и судья. Не могу выпустить спектакль, пока его не посмотрит Денис.

Евгений проявил себя как заботливый отец, сдувающий с Дениса пылинки. Порой он просыпался по ночам и вслушивался в дыхание малыша.

Читайте также:  Болезнь Грейвса гипертиреоз

Галина Волчек с первым мужем и сыном

Все началось портиться, когда Евстигнеев снялся в фильме Элена Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964) и стал одним из ключевых актеров «Современника». До Галины начали доходить слухи об его изменах, которые подтвердились, когда почти вся труппа «Современника» отправилась на съемки фильма «Строится мост». Она собрала вещи и уехала. Соперницей оказалась начинающая замужняя актриса Лилия Журкина, в 1966 году получившая фамилию Евстигнеева.

Лилия Журкина сломала брак Галины и Евгения

Галина не прекратила общение с бывшим мужем. Через четверть века, незадолго до смерти, он обвинит ее: «Ты сломала мне жизнь!», но Волчек понимала, что никогда не сможет стать номером 2.

Галина Волчек и ее сын Денис Евстигнеев

Вторым супругом Волчек стал профессор Строительного института, доктор технических наук Марк Юрьевич Абелев. Они познакомились благодаря актеру «Современника» Игорю Кваше, полюбили друг друга и прожили в браке 10 лет (с 1966 по 1976). Марк был отличным человеком, легко нашел общий язык с Денисом, исполнял все прихоти жены, вот только был подвержен неконтролируемым приступам ревности, которые в конце концов и разрушили их союз.

Галина Волчек и Марк Абелев

После был гражданский брак с физиком по имени Владимир, в котором режиссер прожила десять лет. У него была семья: жена, дети, больная мама, и бросить их мужчина не решился. Галина Борисовна сама разорвала эти отношения и сделала для себя вывод:

Всей моей жизнью я подвела себя к тому, что семья для меня стала невозможной. Это естественное состояние человека, который продался в рабство театру. Театр перемолол меня в своей мясорубке настолько, что соединить его с чем-то еще было бы неестественно.

Награды

Галина Борисовна была награждена орденами «За заслуги перед Отечеством», «Дружбы народов», «Трудового Красного Знамени».

Волчек – заслуженная артистка РСФСР, народная артистка СССР. Была награждена Государственной премией СССР за спектакль «Обыкновенная история». Имеет премию «Своя колея», две премии «Олимпия», «Звезда театра». Академик Российской академии кинематографических искусств «Ника».

Последние годы жизни и смерть

С 2014 года Галина все реже появлялась в «Современнике» из-за болезни – межпозвонковая грыжа причиняет режиссеру боль и затрудняет движения. Последние годы Волчек часто передвигалась в инвалидном кресле.

Галина Волчек руководила «Современником»

В 2018 году Галина Волчек перезапустила свой дебютный спектакль «Двое на качелях», признавшись, что уже не помнит его в первоначальном виде. В этот раз Гитель играет Кристина Орбакайте, а Джерри – Кирилл Сафонов. В том же году народная артистка отметила 85-летие.

В «Современнике» снова идут «Двое на качелях»

24 декабря 2019 года Галину Волчек экстренно госпитализировали с острой болью в груди, вызванной усугубляющейся пневмонией. Инсайдер в больнице поведал журналистам, что в ее легких скопилась вода, а критически низкое давление вкупе с ослабевшим иммунитетом затрудняют лечение.

Два дня спустя у больной начали отказывать органы. Она скончалась от отёка мозга и лёгких. Артисты «Современника», сообщая о смерти художественного руководителя, заявили:

На 11 утра 29 декабря запланировали гражданскую панихиду. Похоронят Галину Борисовну Волчек на Новодевичьем кладбище в Москве.

Ушла легенда русского театра, с нами больше нет Галины Волчек

Галина Волчек

На её счету – 38 режиссёрских постановок, актёрские роли в художественном кино, работы в документальных и автобиографических проектах. С уходом Галины Борисовны завершилась целая эпоха в истории русского театра.

Дата и причины смерти

Предварительно названная врачами причина смерти Галины Волчек – отёк головного мозга и лёгких.

В Боткинскую больницу поступила в тяжелом состоянии 23 декабря. Медики комментировали происходящее как «осложнения на сердце и почках». Чуть позже, кроме двойной пневмонии, у неё диагностировали закупорку лёгочной артерии. Утром 26 декабря у актрисы начали отказывать внутренние органы, а вечером она скончалась.

Церемония прощания с великим театральным режиссёром пройдёт в воскресенье 29 декабря. Похороны состоятся на Новодевичьем кладбище.

«3 дня назад я виделся с ней на новогодней ёлке, 5 дней назад поздравлял с днём рождения. Конечно, это невосполнимая утрата. Такого масштаба, такого объёма, такого таланта личностей очень мало. Ей – светлая память, спасибо за школу жизни, актёрского мастерства. За ироничное, тёплое, мудрое общение», – рассказал актёр А. Олешко, проработавший под её руководством более десяти лет.

Краткая биография

Галина Борисовна Волчек родилась 19 декабря 1933 года в Москве.
Актриса театра и кино, театральный режиссёр, педагог. С 1989 года – Художественный руководитель театра «Современник». За огромный вклад в развитие культуры удостоена многих почётных званий, государственных премий и наград:

  • Герой Труда РФ
  • Народная артистка СССР
  • Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством»
  • Лауреат Государственной премии СССР

Детство, юность, учёба

Жизнь Галины Борисовны тесно связана с кино- и театральным искусством. Отец – известный кинорежиссёр; мать окончила сценарный факультет ВГИК. Родители с раннего возраста прививали дочери любовь к художественному творчеству.

В 1955 году окончила Школу-студию имени В. И. Немировича-Данченко при МХАТ. Через несколько месяцев совместно с другими выпускниками организовала студию молодых актёров, из которой позднее вырос московский театр «Современник».

Популярность

Друзья и коллеги отмечали, что режиссёрский дар у неё от отца. Дебютная постановка «Двое на качелях» по пьесе У. Гибсона принесла Волчек оглушительный успех. Спектакль стал популярным у зрителей и на протяжении 30 лет входил в постоянный репертуар.

После постановки «по Гибсону» несколько лет работала под руководством Олега Ефремова. В 1972 году назначена главным режиссёром «Современника», с 1989-го – художественный руководитель театра.

В истории советского театра Г. Б. Волчек – первый режиссёр, прорвавший культурную блокаду между Советским Союзом и США. В 1979 году на театральной сцене г. Хьюстона ею поставлен спектакль «Эшелон» по пьесе М. М. Рощина.

Друзья, знакомые

«…Ушла неотъемлемая часть нашего театра, нашей страны и моей семьи. Она была Мастером, нашим другом и настоящей бабушкой для наших детей», – Максим Галкин (Instagram).

Первыми друзьями-коллегами, с которыми свела судьба, стали основатели студии – прародителя «Современника»:

  • Лилия Толмачёва
  • Олег Табаков

Все они в будущем стали популярными артистами. С Евстигнеевым Галина Борисовна 11 лет прожила в браке.

В силу своей профессии поддерживала хорошие отношения со всеми представителями российского кино, театра, эстрады, шоу-бизнеса. Простой и отзывчивый характер, словно магнит, притягивал к ней талантливые личности. Некоторых Галина Волчек находила сама. Пример этому – знакомство с Чулпан Хаматовой и Сергеем Кушнерёвым.

Близкий друг, фотограф и журналист Юрий Рост рассказывал об этом так:

«…Галина Борисовна долго искала актрису на роль главной героини спектакля по роману «Три товарища». Найти не могла… Она сидела лицом к телевизору, по которому шла передача Сергея Кушнерёва «Жди меня». На секунду повернулась к нему лицом и воскликнула: – «Я нашла! Именно такая Пат мне нужна. Найдите этого ведущего и попросите его привести её». Так Чулпан Хаматова (это оказалась она) попала на главную роль, оказалась в труппе «Современника» и стала верным другом режиссёра и театра…».

Личная жизнь

Галина Волчек дважды выходила замуж. Первым избранником стал юный Евгений Евстигнеев. Свадьба состоялась сразу после окончания Школы-студии (1955 г). За 11 лет совместной жизни у пары появился ребёнок– Денис Евстигнеев (1961 г). Пойдя по стопам родителей, сын пробовал свои силы в качестве оператора, режиссёра. Остановил свой выбор на продюсировании. В списке его работ такие сериалы:

  • «Парни из стали» (2004 г.)
  • «Мосгаз» (2012 г.)
  • «Паук» (2012 г.)
  • «Операция Сатана» (2018 г.)

В 1965 г. семья распалась. Спустя 2 года Галина Волчек вышла замуж за человека, далёкого от театра, инженера-строителя, профессора МИСИ Марка Абелева. В браке с ним прожила до кончины, детей больше не имела.

О своей личной жизни великая женщина говорила: «У меня было 2 мужа, несколько романов и одно заблуждение».

Роли в кино/ в театре

Хотя Галина Волчек и могла сыграть любую роль, выходить на театральную сцену в качестве артиста она перестала в 1984 году. За 31 год карьеры (1953-1984) сыграла в 22-х постановках, большинство из которых завоевали любовь зрителей. Исполнила таких персонажей:

  • Первую фрейлину в «Голом короле» Е. Л. Шварца (1960 г.)
  • Петру в «Пятой колонне» Э. Химингуэя (1962 г.)
  • Торговку террористку в «Народовольцах» А. П. Свободина (1967 г.)
  • Анну Андреевну в «Ревизоре» Н. В. Гоголя (1983 г.)

Внезапно прервав карьеру артиста, комментировала свой поступок словами, что теперь играет саму себя. Это означало – отдать предпочтение съёмкам в документальных работах, посвящённых известным именам русского театра и кино.

Отказываться от киноиндустрии Галина Борисовна не стала. За творческую карьеру сыграла в 26-ти работах, последней из которых стали съёмки в картине «Таинственная страсть» в 2015 году.

Избранная фильмография Волчек:

  • «Дон Кихот» – Маритонес (1957 г.)
  • «Берегись автомобиля» – покупательница магнитофона (1966 г.)
  • «Осенний марафон»– Варвара Никитична (1979 г.)
  • «Тевье-молочник» – Голда (1985 г.)
  • «Таинственная страсть» – режиссёр (2015 г.)

Список спектаклей

http://m.kino-teatr.ru/news/12246/118186.jpg

В репертуаре Галины Борисовны – 38 театральных постановок, каждая из которых начиналась и завершалась под благодарные аплодисменты зрителя.

До последних своих дней она оставалась художественным руководителем театра “Современник”. Находясь в инвалидном кресле из-за проблем с позвоночником, наблюдала за игрой актёров и при необходимости вносила поправки.

Наиболее известные режиссёрские работы:

  • «Двое на качелях» У. Гибсон. (1962, 2018 г.)
  • «Вишнёвый сад» А. П. Чехов. (1976 г.)
  • «Три сестры» А. П. Чехов. (1982, 2001 г.)
  • «Пигмалион» Б. Шоу. (1994 г.)
  • «Мурлин Мурло»Д. Коляда. (1990, 2009 г.)

«…Слова “режиссёр” нет в женском роде», – говорила Галина Волчек, давая понять, что у женщин редко встречается нечеловеческое терпение, которого требует эта работа. Хотя ради Волчек такое слово следовало придумать.

Терпения было у неё с избытком: куда больше, чем у многих мужчин. И вместе с ним – особый, проникающий, взгляд, позволяющий понимать человека на уровне интуиции.

Таким был внутренний двигатель всей её жизни: мощным и одновременно – тонко настроенным.

Биография Галины Волчек

Галина Волчек

Галина Борисовна Волчек – известная актриса театра и кино, которая не только снималась в картинах, но и преподавала актерское мастерство, ставила постановки и режиссировала фильмы. Ее работы «На дне», «Три товарища», «Большевики», «Вишневый сад» любители спектаклей пересматривают и в настоящие дни. В каких фильмах снималась актриса, и с чего началась ее карьера, рассказано в статье, посвященной биографии Галины Волчек.

Детские и студенческие годы

Галина Борисовна родилась в известной еврейской семье. Ее отец Борис Израилевич работал режиссером и педагогом, а мать Вера Исааковна получила профессию сценариста и отдала себя домашнему хозяйству.

В детские годы девушка не отличалась от сверстников. Она, как и большинство девочек, носила две косички и читала популярную литературу. У Гали был добрый и мягкий характер, чем сильно гордилась ее мать. Властная Вера Исааковна стремилась полностью контролировать поведение ребенка. Она сама покупала книги дочери и учила ее этикету.

Читайте также:  Кишечная инфекция у детей

На заметку:
Свое детство девочка провела в квартире одного из известных домов в Москве. По соседству с ней жили популярные представители кинематографа.

Беспечное детство ребенка было прервано страшными годами войны. Во время боевых действий семьи сотрудников местной студии по созданию фильмов были отправлены в Казахстан. Отец семейства не уехал вместе с женой и дочерью, а ушел на фронт.

Галя вместе с мамой и няней переехали к бабушке – Розе Борисовне, которая являлась матерью Веры Исааковны. Бабушка была известна не только в пределах Свердловска, но и во всем СССР, своим уникальным голосом.

Галина Волчек

Именно в Екатеринбурге Галина впервые пошла в школу. Через несколько лет ей пришлось попрощаться со школьными друзьями и вернуться в столицу

Жизнь после войны не могла вернуться на круги своя. Родители Волчек развелись, что повлияло на характер их дочери. В 13 лет она заявила властной матери о том, что твердо решила остаться жить с отцом. Папа никогда не ограничивал ребенка. Он старался прислушиваться к ее мнению и во всем поддерживать малышку.

Уже в 13 лет девочка серьезно начала курить, и эту привычку она переняла у отца. Она повзрослела, пережила пубертатный период и стала стесняться своего тела. Ее самооценка была занижена, на что сильно давил конфликт с учителями столичной школы.

Педагоги постоянно уделяли внимания оценкам девочки и говорили о том, что ей не место в учебном заведении такого уровня. У Галины было мало друзей. Одноклассников она не любила и считала, что их повышенные оценки ставятся лишь за то, что их мнение сходится со стереотипами учителей.

Из всех предметов девочка любила только литературу, где можно было выражать свои мысли более свободно. После окончания 8 классов московской школы Волчек задумалась о получении высшего образования. Она не хотела идти по стопам отца.

Съемочная площадка не была для девочки чем-то особенным, она часто бывала там с отцом и его друзьями-коллегами. Тем не менее гены дали о себе знать, и Галина передумала. Она пробовала себя в массовке в кино, но провалилась из-за переигрывания. В местном театре девушка также не смогла уверенно войти в роль.

Волчек собиралась поступать в театральное училище. В качестве проблемы выступало отсутствие аттестата, который выдавали только за окончание 9 и 11 классов. Девушке нужно было получить среднее образование, поэтому она устроилась в школу рабочей молодежи, делавшей упор на математические науки.

Галина Борисовна была гуманитарием, потому прислушалась к мнению приятеля и постаралась сдать экзамены экстерном. Галина успешно сдала экзамены за старшие классы и отнесла документы на поступление во МХАТ.

Галина Волчек с папой

Отец был против желания дочери учиться на режиссера, сценариста или актрису. Он понимал, что популярности добиться сложно при такой конкуренции, поэтому добился того, чтобы Галя обучалась в институте гидромелиорации

Волчек даже не надеялась обойти конкуренток с идеальной внешностью, но тем не менее прошла строгий отбор и вошла в список студентов школы-студии МХАТ. Стеснительная и забитая Галина была самой младшей на курсе, что еще больше заставляло ее переживать и нервничать перед выступлениями.

Она редко отвечала и принимала участие в сценках, из-за чего чуть была не отчислена из училища. Благодаря друзьям, учившимся с ней в группе, она осталась на испытательном сроке, что заставило ее начать борьбу с неуверенностью. После этого случая Галина Борисовна стала учиться исключительно на отметки «отлично» и проявлять себя активной студенткой.

Работа в театре «Современник»

После получения звания дипломированной актрисы в 1955 году девушка вместе с одногруппниками — Олегом Ефремовым, Евгением Евстигнеевым и Олегом Табаковым — задумались об основании театра. Заведение было названо «Современником» и функционирует до сих пор.

Основной целью создания театра было постановка таких спектаклей, которые будут понятны и близки простым людям. Актеры стремились к тому, чтобы общаться на сцене современной речью, стараясь перевоплотиться в персонажей, похожих на обычных людей.

На заметку:
Галину Борисовну приглашали в труппу киевского театра имени Леси Украинки. Однако актриса не приняла предложения и осталась в Москве.

Первой постановкой театра стала работа под названием «Вечно живые». В качестве режиссера выступил Олег Табаков, Галина же исполнила роль одной из главных героинь. Старания актеров были оправданы. В ближайшее время о новом театре узнали во многих городах России.

Волчек играла основные роли в картинах и радовала зрителей своей непревзойденной игрой. Особенно было отмечено ее участие в спектаклях «Пять вечеров», «Голый король», «Взломщики тишины».

В возрасте 29 лет Галина поставила свой первый спектакль. Идею она почерпнула из пьесы Гибсона «Двое на качелях». С тех пор она продолжала выходить на сцену театра, но больше времени уделяла режиссуре. Вместе с Ефремовым она поставила спектакли «Большевики», «Обыкновенная история», «На дне» и «В день свадьбы».

Галина Волчек

За постановку картины по произведению Гончарова Галина Волчек была награждена Государственной премией

Разносторонняя личность режиссера позволяла работать ей в разных жанрах. Так Галина успела поставить сказки, музыкальные спектакли, драмы и прочие постановки. В начале 1970-х годов работа театра была поставлена под угрозу.

Ефремов покинул театра, перебравшись во МХАТ и забрав с собой репертуар «Современника». В качестве нового режиссера была выбрана Галина Борисовна, на плечи которой легло спасение заведения.

Первой работой, вышедшей на сцене театра под руководство Волчек, стал спектакль «Восхождение на Фудзияму». Позднее были представлены картины «Погода на завтра», «Обратная связь» и «Эшелон». Последняя работа вызвала ажиотаж и широкий отклик со стороны публики. Зрители из разных стран тепло отзывались о картине, сдерживая слезы.

В 1984 году карьера Галины Борисовны, как актрисы, закончилась. Она сыграла в картине «Кто боится Вирджинии Вульф?» и перестала появляться на сцене театра. Ее коллегой по цеху стал Александр Гетман, вместе с которым она поставила спектакль «Крутой маршрут» по мотивам биографии Евгения Гинзбурга.

Через 10 лет режиссеры совместно поработали над проектом «Три товарища», который до сих пор особенно ценится у любителей театра. В начале 1990-х годов Галина Волчек вместе с труппой актеров успешно гастролировала по миру.

Чеховские пьесы, поставленные под ее руководством, собирали бурные овации в Америке и Европейских странах. В новом веке режиссер ставила уже меньше постановок. В 2009 году зрители могли любоваться картиной «Мурлин Мурло», а через 9 лет – «Двое на качелях» в новой версии.

Актерская карьера

Помимо театра, Галина всей душой влюбилась в кино. Ее можно было видеть на экранах в работах Олега Ефремова и Эльдара Рязанова. В фильме «Шли солдаты» Волчек сыграла запоминающуюся медсестру, а в комедии «Берегись автомобиля» приобрела магнитофон.

Крупнейшей ролью в кино стала работа в драме «Свой». Ее персонаж Зоя являлась супругой преступника, который отбывал наказание за решеткой. Вместе с известными на тот момент актерами актриса снялась в картине «Король Лир».

Галина Волчек

Среди других фильмов с участием актрисы выделяются такие, как «Маяковский смеется», «Белеет парус одинокий», «Красная шапочка», «Осенний марафон» и «Русалочка»

Личная жизнь

В личной жизни Галины Борисовны Волчек было только два официально признанным персонажа – Евгений Евстигнеев и Марк Абелев. С первым мужем актриса познакомилась еще в училище. Она впечатлила его своим умением курить крепкий «Беломор».

Евгений же, в свою очередь, умело играл на музыкальных инструментах и «цеплял» необычным стилем в одежде. Их отношения развивались достаточно быстро. Родители Галины Борисовны не оценили ее выбор, но это мало волновало влюбленную девушку.

После окончания университета молодые люди поженились и переехали к отцу Волчек. Через время они съехали от режиссера и его второй жены и стали жить на деньги матери Гали. В 1961 году родился Денис Евгеньевич Евстигнеев. Отец и мать особенно относились к ребенку с особым трепетом. Они буквально сдували с сына пылинки и беспокоились о его здоровье.

Крепкая семья актеров стала рушиться после 1964 года. Волчек стала больше узнавать об изменах супруга, что однажды смогла узреть своими глазами на съемках картины «Строится мост». Она не стала раздувать конфликт, собрала вещи и уехала. В 1966 году Евгений женился на Лилии Журкиной, а Галина сохранила дружеские отношения с бывшим супругом.

Вторым мужем режиссера стал Марк Абелев. Мужчина работал преподавателем в строительном институте. Он имел звание профессора и доктора технических наук. Брак Марка и Галины длился 10 лет, до 1976 года. Абелев смог заменить Денису отца; он был хорошим мужем, ладил с детьми и с терпением относился к ревностным приступам жены.

Галина Волчек с сыном

Сын Галины Борисовны отучился в московской школе и пошел по стопам матери и дедушки

В дальнейшем Волчек не вступала в брачные отношения с мужчинами. Она 10 лет жила вместе с парнем по имени Владимир, который был женат и имел детей. Он не хотел бросать семью ради актрисы, поэтому пара приняла решение расстаться.

Смерть Галины Борисовны Волчек

После 2014 года режиссер редко появлялась на месте работы. У нее была диагностирована межпозвонковая грыжа, которая мешала женщине спокойно передвигаться. Ей приходилось пользоваться инвалидным креслом, чтобы не причинять себе боль. В 2018 году она перевыпустила спектакль «Двое на качелях», что стало особенным событием на ее 85 день рождения.

В конце декабря 2019 года режиссер была госпитализирована. Ей поставили диагноз пневмония. Со временем ее состояние ухудшалось из-за скопления большого количества воды в легких. Кроме того, у нее были замечены проблемы с давлением, которое достигало критически низких отметок.

26 декабря органы пациентки стали отказывать. Из-за отека мозга и легких актриса умерла. 29 декабря была произведена гражданская панихида. Галина Борисовна Волчек была похоронена на Новодевичьем кладбище.

Интересные факты

  • В юности Галина решила проучить соседку, которая любила сплетничать о местных жителях. Она отправилась на базар и купила арбуз. Крупную ягоду девочка спрятала под пальто и с важным видом ходила около дома, изображая беременную женщину. В ее игру поверила соседка и в тот же день рассказала всем жителям о развратной молодежи.
  • Режиссера несколько раз приглашали в жюри на КВН и премию «Кинотавр».
  • Волчек награждена орденами Дружбы народов, Трудового Красного Знамени и за медалью «За заслуги перед Отечеством».

Галина Борисовна Волчек – уникальная личность, благодаря которой в настоящее время существует театр под названием «Современник». Именно она была первым режиссером, который представил свой спектакль в Америке. Память о ней на долгие годы сохранится в ее фильмах и спектаклях.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.