Главная » Статьи » Заполните таблицу направления работы медицинских психологов в психиатрии в неврологии в онкологии

Заполните таблицу направления работы медицинских психологов в психиатрии в неврологии в онкологии

Московский научно-исследовательский институт психиатрии Минздрава России

Московский научно-исследовательский институт психиатрии, Москва

ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, Москва, Россия

ФГУЗ «Московский научно-исследовательский клинический институт (МОНИКИ) им. М.Ф. Владимирского»

Профессиональные компетенции врачей первичного звена здравоохранения в оценке психического здоровья пациентов Часть 2. Готовность и возможность врачей первичного звена здравоохранения оказывать помощь пациентам с сопутствующими психическими расстройствами

Журнал: Профилактическая медицина. 2020;23(1): 57‑62

Довженко Т.В., Бобров А.Е., Васюк Ю.А., Старостина Е.Г. Профессиональные компетенции врачей первичного звена здравоохранения в оценке психического здоровья пациентов Часть 2. Готовность и возможность врачей первичного звена здравоохранения оказывать помощь пациентам с сопутствующими психическими расстройствами. Профилактическая медицина. 2020;23(1):57‑62.
Dovzhenko TV, Bobrov AE, Vasiuk YuA, Starostina EG. Primary health care professional competencies in assessing the mental health of patients. Part 2. Readiness and ability of primary care physicians to assist patients with concomitant mental disorders. Profilakticheskaya Meditsina. 2020;23(1):57‑62. (In Russ.).
https://doi.org/10.17116/profmed20202301157

Московский научно-исследовательский институт психиатрии Минздрава России

В современных условиях расширение профессиональной компетенции врачей первичного звена здравоохранения по вопросам психического здоровья является единственно возможным решением проблемы выявления и оказания медицинской помощи пациентам с непсихотическими психическими расстройствами. В статье оспариваются основные аргументы противников обозначенной точки зрения. Исследования, проведенные в рамках Федеральной целевой программы «Профилактика и борьба с социально значимыми заболеваниями» (2007—2012 гг.), показали, что большинство врачей первичной медико-санитарной помощи считают необходимым приобретение дополнительных психиатрических навыков. Кроме того, в статье обсуждаются основные сложности, возникающие при работе с пациентами, страдающими психическими расстройствами. Особое внимание уделяется разработке программ коммуникативных навыков для врачей. Сделан вывод о том, что вовлечение врачей первичной медико-санитарной помощи в деятельность по охране психического здоровья пациентов должно основываться на комплексе образовательных и организационных мер. Разработанная в Московском научно-исследовательском институте психиатрии модель медико-психологического сопровождения может быть использована в качестве полезного примера обновления внебольничной психиатрической помощи.

Московский научно-исследовательский институт психиатрии Минздрава России

Московский научно-исследовательский институт психиатрии, Москва

ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России, Москва, Россия

ФГУЗ «Московский научно-исследовательский клинический институт (МОНИКИ) им. М.Ф. Владимирского»

Введение

В настоящее время удовлетворенность пациентов качеством медицинской помощи определяется не только проведением собственно медицинских вмешательств, но и их соответствием психологическим потребностям и субъективным ожиданиям пациентов. На современном этапе развития медицины врачам предъявляются новые требования. Основным из них является овладение врачами навыками межличностного взаимодействия, при отсутствии которых задача повышения качества жизни и социального функционирования пациентов является трудновыполнимой.

Коммуникативные навыки становятся особенно значимыми в профессиональной деятельности врача при рассмотрении вопросов комплаентности пациентов, при профилактической и реабилитационной работе, а также при возникновении конфликтных ситуаций. Некоторые проблемные ситуации, возникающие при ведении больных с сопутствующими психическими расстройствами, связаны с тем, что врачи общей медицинской практики, как правило, не выходят за рамки традиционной медицинской модели. При этой модели роль врачей сводится исключительно к консультациям по назначению медикаментозных средств, а обширный круг актуальных вопросов, касающихся психологического консультирования и решения психосоциальных проблем больного, ими игнорируется. Особое значение это имеет при лечении больных хроническими заболеваниями, пациентов, находящихся в ситуации психологического стресса, а также при наличии у больных с соматической патологией сопутствующих психических расстройств [1].

Кроме того, врачи общей практики подвергаются профессиональному стрессу вследствие неумения взаимодействовать со сложными в психологическом отношении пациентами. Это может приводить к снижению качества медицинской помощи, росту недовольства пациентов и их родственников.

Еще одним фактором, определяющим актуальность проблемы расширения профессиональных компетенций врачей первичного звена здравоохранения при решении вопросов диагностики и лечения психических расстройств, является необходимость преодоления стигматизирующего влияния психического расстройства на пациента, т.е. формирования «клейма», негативно влияющего на его психику [1].

До настоящего времени проблема психологической компетентности врачей общей практики, их осведомленность в вопросах диагностики и лечения непсихотических психических расстройств в отечественной медицине не изучались.

В связи с вышесказанным, было предпринято исследование, целью которого явилось изучение актуальности расширения профессиональных компетенций врачей первичного медицинского звена по оценке психического здоровья пациентов с различными формами соматической патологии и сопутствующими психическими расстройствами.

В задачи исследования входили: изучение возможности врачей-интернистов (неврологов, терапевтов, кардиологов и других специалистов) распознавать депрессивные, тревожные состояния; оценка отношения врачей к дополнительному изучению психиатрии и возможным формам обучения, их готовности к нему; исследование уровня представлений врачей о спектре психических расстройств у пациентов с соматическими заболеваниями и о методах их лечении; анализ аргументов против расширения компетенций врачей первичного звена здравоохранения по вопросам оказания помощи пациентам с психическими расстройствами, изучение проблемных ситуаций в работе врачей первичного звена здравоохранения, возникающих при ведении пациентов с психическими расстройствами.

Согласно результатам проведенного специального исследования, врачи терапевтического профиля считают, что у 37—48% пациентов с различными формами соматической патологии сопутствующие психические расстройства оказывают влияние на течение основного заболевания [1].

Возможность распознавания психических расстройств

Результаты исследований показывают, что врачи первичного звена здравоохранения могут распознавать тревожные, депрессивные состояния, алкоголизм и деменцию. Об этом свидетельствуют результаты исследования В.Н. Краснова и соавт. [2]. В ходе рутинного приема терапевтами поликлиники пациентам предлагали заполнить скрининговые опросники, а врачей просили указать, имеются ли, по их мнению, у пациентов психические расстройства, а если имеются, то какие. После приема у терапевта пациентам предлагалось пройти собеседование у психиатра. Всего было обследовано 219 пациентов, причем 208 (95%) из них (50 мужчин и 158 женщин, средний возраст 45,2±13,4) согласились на консультацию психиатра.

Использовались скрининговые опросники: Госпитальная шкала депрессии и тревоги (ГШДТ) [3], Опросник общего здоровья Голдберга (ООЗ) [4], скрининговая анкета для выявления расстройств аффективного спектра в общей медицинской практике (САВРАС) [5]. Кроме того, для оценки психического состояния больного терапевтами и психиатрами применялся «Перечень симптомов психических расстройств ВОЗ» [6]. Терапевты заполняли только вводную часть этого перечня, а психиатры — все указанные в нем разделы. Все этапы исследования осуществлялись независимо.

Согласно результатам исследования, предварительный диагноз: «Психическое расстройство» был поставлен по данным, полученным с использованием анкеты САВРАС, у 122 (58,7%) из 208 пациентов, по данным ООЗ — у 133 (63,9%), по данным ГШДТ — у 83 (39,9%) пациентов. Участковые терапевты предположили наличие психических расстройств у 112 (53,9%) пациентов. Психиатры подтвердили диагноз «Психическое расстройство» у 88 (42,3%) пациентов.

В дальнейшем по общепринятым алгоритмам были рассчитаны показатели чувствительности, специфичности и точности выявления психических расстройств [7]. Представленные в табл. 1 данные показывают, что терапевты могут довольно точно квалифицировать наличие или отсутствие психических расстройств.

Таблица 1. Чувствительность и специфичность выявления психических расстройств терапевтами и скрининговыми инструментами (n=208)

Примечание. САВРАС — скрининговая анкета для выявления расстройств аффективного спектра в общей медицинской практике, ООЗ — Опросник общего здоровья Голдберга, ГШДТ — Госпитальная шкала депрессии и тревоги.

Note. САВРАС — a screening questionnaire for detection of affective spectrum disorders in general medical practice, GHS — Goldberg General Health Questionnaire, HDAS — Hospital Depression and Anxiety Scale.

В то же время уровень знаний врачей соматических специальностей по диагностике и лечению психических расстройств, владение ими навыками межличностного общения являются недостаточными для осуществления качественной медицинской помощи, соответствующей потребностям пациентов.

Оценка врачами своих знаний по вопросам диагностики и лечения психических расстройств и готовность пройти дополнительное обучение по психиатрии

Результаты изучения самооценки врачами первичного медицинского звена своей осведомленности по проблемам диагностики и лечения непсихотических психических расстройств [1] показали, что подавляющее большинство (91%) медиков считают недостаточными имеющиеся у них знания и опыт для ведения больных с указанными нарушениями и подтвердили необходимость соответствующего дополнительного образования. В разных регионах России эти показатели несколько различались: в Белгороде и Оренбурге — 100%, в Москве и Московской области, а также Санкт-Петербурге — по 91%, врачи других территорий проявили меньший интерес к этой области медицинских знаний. Наибольшей популярностью у врачей пользовались такие формы обучения, как лекции, семинары, клинические разборы.

Однако готовность пройти дополнительное обучение по психиатрии подтвердили всего 69% врачей общей медицинской практики, заполнивших анкеты. Наиболее частыми причинами неготовности к обучению врачи называли отсутствие времени, а также административные препятствия (руководство ЛПУ не дает разрешение на прохождение таких циклов).

Читайте также:  Онкология озноб и поднимается температура к вечеру

Формулировка психиатрических диагнозов врачами первичного звена здравоохранения

Изучение формулировок диагнозов психических расстройств врачами первичного звена здравоохранения, проведенное в ходе специального исследования [1] с использованием метода «узнавания» (опрашиваемые выбирали один или несколько диагнозов из списка предложенных) и метода «вспоминания» (опрашиваемые сами формулировали диагнозы), выявило существенные различия. Депрессивный синдром методом «узнавания» диагностировали 47—60% врачей (в разных регионах), методом «вспоминания» — лишь 33% врачей; генерализованное тревожное расстройство (хроническая тревога) — 23—37 и 10% врачей соответственно; панические приступы (приступообразная тревога) — 34—37 и 4%; легкое когнитивное расстройство — 37—51 и 2%; деменцию — 20—40 и 6%; острую стрессовую реакцию — 23—34 и 0%; хроническую стрессовую реакцию — 31—34 и 0% врачей соответственно. По-видимому, формулирование диагнозов врачами без предъявления их перечня (метод «вспоминания») более объективно отражает уровень их компетенции, чем простое «узнавание».

Среди диагнозов, не соответствующих диагностическим критериям МКБ-10, которые являлись своего рода «заместительными», доминировали: астено-невротический синдром в разных вариациях, вегетососудистая дистония/нейроциркуляторная астения, энцефалопатия.

Назначение психофармакологических препаратов

По данным исследований [1, 2], врачи первичного звена здравоохранения достаточно часто назначают психофармакологические средства. Анализ выписки рецептов на психофармакологические препараты участковыми врачами по случайно отобранным медицинским картам [2] показал, что доля этих средств составляла не менее 20% среди всех выписываемых препаратов — при этом подавляющее большинство составляли ноотропные средства.

Перечисленные выше данные позволили сделать вывод, что назначение психофармакологических препаратов тесно связано с выявлением врачами признаков психических нарушений. Вместе с тем было обнаружено, что применение психофармакотерапии в значительной степени зависит от частоты повторных обращений пациента в поликлинику. Это свидетельствует о том, что психофармакологические средства используются врачами-интернистами как средство «отчаяния» при лечении больных с тяжелыми хроническими формами психических нарушений, при трудностях, которые вызывают эти пациенты при общении, а также в процессе диагностического поиска и лечения.

Анализ результатов обучения врачей свидетельствует о том, что после прохождения соответствующего цикла профессиональной подготовки их компетенции в плане диагностики и лечения непсихотических психических расстройств, взаимодействия с пациентами существенно возрастают [1]; специалисты первичного звена здравоохранения успешно осуществляют элементарные психокоррекционные и психообразовательные мероприятия и аргументированно направляют пациентов к психиатру или психотерапевту.

Следует отметить также, что пациенты с патологической тревогой и депрессией, по крайней мере на начальных этапах терапии, предпочитают лечиться у врачей первичного звена и не обращаться к психиатрам. Это обусловлено тем, что помимо личного доверия врачу большую роль играет отсутствие стигматизирующих факторов, сопряженных с обращением в психиатрическое учреждение.

Аргументы против расширения компетенций врачей первичного звена здравоохранения по вопросам оказания помощи пациентам с психическими расстройствами

Однако имеются и аргументы против привлечения терапевтов и других специалистов первичного звена здравоохранения к решению проблем, связанных с психическим здоровьем пациентов. Они, как правило, сводятся к перегруженности врачей и их недостаточной компетентности в области психиатрической диагностики, что может привести к необоснованному применению психофармакологических препаратов.

Приведенные аргументы легко оспариваются прежде всего тем, что пациенты с психическими расстройствами и медико-психологическими проблемами составляют не менее 1 /3 всех обратившихся за помощью в территориальные поликлиники и эффективность их лечения в немалой степени обусловлена умением врача разобраться в их психологическом состоянии. Игнорирование психических нарушений или медико-психологических проблем приводит к затягиванию сроков лечения, нарушениям контакта между врачом и пациентом, создает условия для недовольства пациентов и профессионального выгорания врачей. Иными словами, попытка оградить терапевтов первичного звена от участия в диагностике и лечении нетяжелых психических расстройств оборачивается появлением новых, зачастую плохо разрешимых проблем с ведением больных, усложнением работы и возрастанием нагрузки на врача.

Вторая группа аргументов связана с трудностями профессиональной подготовки по психиатрии и психотерапии. В принципе аргументы такого рода могут быть выдвинуты в отношении любой медицинской специальности. Отсутствие углубленных знаний по какой-либо области внутренних болезней обычно не расценивается как препятствие для участкового терапевта заподозрить наличие соответствующих болезней и направления пациентов на консультацию к специалисту, например, к хирургу, инфекционисту, эндокринологу и др., а в очевидных и неосложненных случаях — самостоятельно начинать лечение. Решение этих проблем, как и в других областях медицины, видится в четком определении границ компетенции врачей, не являющихся психиатрами.

Имеется еще одна группа возражений против участия врачей общей практики в лечении пациентов с психическими расстройствами. Они связаны с иррациональными опасениями по поводу того, что действия врачей могут спровоцировать агрессию и суицидальное поведение пациентов, вызвать у них «зависимость от препаратов», привести к необходимости нести юридическую ответственность за пациента. На самом деле преодоление таких беспочвенных опасений является важнейшей задачей повышения квалификации в сфере психического здоровья. Она достигается за счет знакомства с основными категориями психических расстройств и медико-психологических проблем, возникающих у пациентов, формирования у врачей необходимых коммуникативных навыков, а также их ознакомления с важнейшими медико-юридическими и этическими аспектами работы с пациентами, у которых имеются психические расстройства. Наиболее убедительным доказательством необходимости развития психиатрической помощи в условиях общемедицинских учреждений может явиться только реальный опыт такой работы.

Проблемные ситуации в работе врачей первичного звена здравоохранения, возникающие при ведении пациентов с психическими расстройствами

О том, как врачами первичного звена воспринимаются трудности, связанные с ведением, страдающих психическими расстройствами, красноречиво свидетельствуют результаты еще одного исследования [8]. Работа была выполнена в рамках Федеральной целевой программы и посвящена изучению проблемных ситуаций, которые возникают в работе участковых врачей при ведении пациентов с психическими расстройствами в поликлинике.

Исследование проводилась методом анкетирования врачей, работающих в поликлиниках Москвы, Московской области, Белгорода, Оренбурга, Санкт-Петербурга, Твери.

Перечень этих ситуаций и характер ответов на них в различных исследовательских центрах представлен в табл. 2.

Как следует из табл. 2, с наибольшей частотой врачи указывали на необходимость проведения больным с психическими расстройствами необоснованных обследований (61,0%), повышенную конфликтность пациентов (60,2%), а также затруднения в налаживании психологического контакта с этими больными (59,1%), невыполнение рекомендаций врача (58,3%).

Таблица 2. Частота различных проблемных ситуаций в деятельности врачей первичного звена здравоохранения, возникающих при работе с пациентами с психическими расстройствами (n=254)

При этом на повышение своей нагрузки в связи с работой с такими пациентами указали только 29,1% респондентов, а на возникающее при этом чувство профессиональной неэффективности — 44,5% врачей.

С целью выяснения факторов, которые определяют характер ответов опрошенных врачей и их внутренних связей, был предпринят факторный анализ полученных данных. В результате анализа с варимакс-вращением было выделено 4 фактора, объясняющих 70% вариаций полученных ответов.

В фактор I вошли ответы на пункты, связанные с недостатком юридических знаний, чувством профессиональной неэффективности, а также с увеличением рабочей нагрузки. Другими словами, этот фактор отражает субъективную оценку врачом своей профессиональной компетентности.

Фактор II, включивший ответы на пункты, которые связаны с несоблюдением режима приема препаратов, а также с невыполнением рекомендаций врача, отражает представления респондентов о низкой комплаентности пациентов с психическими расстройствами.

Фактор III объединил описание ситуаций, связанных с необходимостью проводить необоснованные обследования и терапию, а также повышенную частоту обращений за помощью со стороны больных с психическими расстройствами. Эти переменные отражают озабоченность врачей первичной медицинской помощи ограниченностью имеющихся у них ресурсов, а также возникающими организационными проблемами.

Наконец, IV фактор включил проблемные ситуации, характеризующиеся сложностями психологического контакта и повышенной конфликтностью пациентов с психическими расстройствами. Это сочетание выражает недостаточную психологическую компетентность врачей и ощущаемый ими дефицит коммуникативных навыков.

Таким образом, решение задачи привлечения врачей первичного звена здравоохранения к оказанию психиатрической помощи определяется проведением комплекса определенных образовательных и организационных мероприятий, а также развитием у врачей базисных навыков по взаимодействию с пациентами, страдающими непсихотическими психическими расстройствами.

На протяжении последних 20 лет в Московском НИИ психиатрии разрабатывались принципы взаимодействия психиатрической (психотерапевтической) службы с врачами первичной медико-санитарной помощи, а также специализированной медицинской помощи.

Эти принципы были сформулированы в виде модели медико-психологического и психиатрического сопровождения учреждений первичного звена здравоохранения [9—13]. Их суть сводится к следующему:

1. Необходимо предоставлять врачам первичного звена знания и умения по диагностике психопатологических синдромов и основам психофармакотерапии. К самостоятельным профессиональным компетенциям врача первичного звена следует также отнести коммуникативные навыки.

2. Целесообразно наделять врачей, не являющихся психиатрами, после специальной подготовки, например, в рамках повышения квалификации, правами выносить предварительное медицинское заключение о состоянии психического здоровья больных, которые ими курируются (синдромальный диагноз), и при необходимости назначать им психофармакологическое лечение.

Читайте также:  Рак поджелудочной железы - симптомы и лечение

3. Обязать врачей, которые выносят заключения о состоянии психического здоровья пациентов и/или осуществляющих их лечение, соблюдать юридические нормы и профессиональные этические стандарты для специалистов сферы психического здоровья.

4. Ограничить типы психопатологических состояний, по поводу которых врач, не являющийся психиатром, может выносить самостоятельное заключение и назначать лечение, четырьмя основными синдромами: синдромом депрессии, синдромом патологической тревоги, синдромом краткосрочных стрессовых реакций, психоорганическим синдромом.

5. Ограничить показания и режимы применения психофармакологических препаратов врачами, не являющимися психиатрами, критериями, сформулированными в соответствующих клинических рекомендациях и стандартах оказания медицинской помощи.

6. Разрешить самостоятельно диагностировать и лечить психические расстройства врачам, не являющимся психиатрами, только в случаях отказа больного обратиться к психиатру (психотерапевту) либо в связи с его невозможностью это сделать.

7. Врач, не являющийся психиатром, который осуществляет самостоятельное ведение пациентов с психическими расстройствами, должен иметь возможность проконсультировать такого пациента у психиатра или психотерапевта.

8. Врач, не являющийся психиатром, который самостоятельно ведет пациентов с психическими расстройствами, обязан направлять пациентов, страдающих психическими расстройствами, к психиатру при резком ухудшении состояния больного, при наличии у него суицидальных тенденций или агрессии, а также при неэффективности проводимой терапии.

Для работы по модели медико-психологического и психиатрического сопровождения учреждений первичного звена здравоохранения необходима разработка специальных обучающих программ, других методических документов, проведение организационных изменений в системе оказания психиатрической помощи пациентам, обращающимся в эти учреждения (восстановление психотерапевтических кабинетов, должностей психотерапевтов, психиатров). Важнейшим моментом является укрепление юридических и деонтологических оснований для привлечения врачей первичного звена здравоохранения к решению проблем, связанных с психическим здоровьем их пациентов, а также внесение изменений в соответствующие законодательные и другие регламентирующие документы.

Отделение клинической психологии

Отделение было создано в декабре 2018 года с целью объединения медицинских психологов центра, осуществляющих практическую психологическую помощь на клинических отделениях. Методическое обеспечение деятельности отделения осуществляет Лаборатория клинической психологии и психодиагностики под руководством В.В. Бочарова. Отделение клинической психологии и лаборатория клинической психологии и психодиагностики представляют собой клиническую (практическую) и научную части единой структуры психологической помощи.

Основными принципами деятельности отделения является преемственность опыта, верность традициям «Бехтеревской» школы медицинской психологии и психотерапии, строгое следование принципам научности и индивидуальный подход к каждому человеку, обратившемуся за психологической помощью.

В настоящий момент в отделении и лаборатории работают научные сотрудники, доктора и кандидаты наук, медицинские психологи, нейропсихолог и логопед. Они активно совмещают научную, практическую и педагогическую деятельность. Все психологи отделения имеют высшее психологическое образование в области медицинской (клинической) психологии.

Психологи отделения сотрудничают со всеми клиническими подразделениями Центра и имеют опыт оказания помощи при широком спектре психиатрических, неврологических и наркологических проблем. Традиционно большое внимание уделяется нейропсихологическим исследованиям и коррекции.

Из истории отделения

У истоков создания отделения стоял великий российский учёный, врач, психолог и педагог Александр Фёдорович Лазурский (1874 – 1917). Именно он в 1909 году возглавил созданную Владимиром Михайловичем Бехтеревым лабораторию общей и экспериментальной психологии в Психо-неврологическом институте.

Владимир Николаевич Мясищев (1893 – 1973) в свою бытность директором института сыграл важную роль в становлении Лаборатории как самостоятельной научной структуры (1966 г.). Являясь блестящим организатором, он сумел сохранить медицинскую психологию даже в трудные годы негативного идеологического отношения к этой дисциплине. Владимир Николаевич разработал учение о неврозах, концепцию патогенетической психотерапии, его теория личности, теория отношений – концептуальная «канва», формирующая лицо Ленинградской (Санкт-Петербургской) школы медицинской психологии и психотерапии. Первым руководителем Лаборатории был доктор медицинских наук профессор Иосиф Михайлович Тонконогий (1925 – 2017). С 1979 по 2012 год Лабораторией руководил доктор медицинских наук, профессор Людвиг Иосифович Вассерман (род. 1936). В 2012 году Лабораторию клинической психологии и психодиагностики возглавил кандидат психологических наук, доцент Виктор Викторович Бочаров.

Психологическая помощь

Психологическая помощь – профессиональная помощь психолога, направленная на улучшение психологического благополучия клиента. Обращение к психологу помогает человеку лучше узнать себя, осознать свои мысли, чувства, поведение, сильные и слабые стороны для того, чтобы более эффективно распоряжаться своей жизнью, достичь больших успехов в различных сферах жизни (семейной, профессиональной, сфере общения, творческой).

Кто может обращаться за психологической помощью?

Психологическая помощь адресована как здоровым людям, испытывающим затруднения в различных сферах жизни, так и людям с психическими отклонениями, проходящим лечение в Центре, а также людям с соматическими заболеваниями и родственникам пациентов c психическими или соматическими расстройствами. Психологическая помощь оказывается специалистами отделения в стационарном и амбулаторном звене.

Чем психолог отличается от врача (психиатра, психотерапевта)?

Психолог – специалист с высшим психологическим образованием, который работает психологическими методами с проблемами психологического уровня и характера. Психолог не имеет права ставить медицинские диагнозы, назначать и использовать в своей работе медикаментозное лечение.

Кто такой медицинский (клинический) психолог?

Медицинский (клинический) психолог – это специалист, получивший образование по специальности медицинская (клиническая) психология и имеющий соответствующий диплом. Медицинский психолог владеет психологическими основами диагностики, лечения и реабилитации, а также профилактики болезненных состояний.

Какие методы используют психологи?

Психолог использует только надежные, научно обоснованные методы работы, признанные психологическим сообществом во всем мире. При оказании психологической помощи медицинские психологи Центра могут использовать перечисленные ниже методы как самостоятельные процедуры или комбинируя их друг с другом:

  • беседа / интервью
  • двигательные и интеллектуальные упражнения
  • письменные и рисуночные задания
  • диагностические методики (бланковые и компьютеризированные тесты, опросники)
  • элементы творческой терапии (арт-терапия, театротерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, фильмотерапия)
  • упражнения на саморегуляцию
  • психологическое консультирование и коррекция
  • мотивационное интервью
  • аппаратные методы коррекции (биологическая обратная связь)

Какие существуют виды психологической помощи?

Психологическая помощь – широкое понятие, включающее в себя несколько видов психологической работы:

  • психологическую диагностику
  • психологическое консультирование
  • психологические тренинги
  • судебную психологическую экспертизу.

Психологическая диагностика ─ оценка состояния, интеллектуальных и личностных особенностей и возможностей человека, осуществляемая в рамках лечения, профилактики, профориентации и профотбора. Наши психологи используют новейшие психодиагностические методики, многие из которых создавались или впервые апробировались в Центре.

Психологическое консультирование ─ профессиональная помощь психолога в поиске решения проблемной ситуации клиента. Психологи работают с проблемными ситуациями:

  • личного характера (неуверенность в себе, нерешительность, низкая самооценка, неуверенность в отношениях с противоположным полом, неумение выражать негативные эмоции, неумение говорить «нет», слишком бурное проявление негативных эмоций, беспричинная тревога, страхи, раздражительность, повышенная утомляемость, трудности в выборе профессии, страх одиночества)
  • возникающими в паре (чувство непонимания в паре, чувство кризиса/тупика в отношениях, сильная психологическая зависимость от партнера, частые ссоры, частые агрессивные проявления в адрес партнера, переживание измены партнера, тяжелая реакция на развод)
  • возникающими между детьми и родителями (чувство непонимания в семье, частые конфликты, сильная психологическая зависимость между членами семьи, сверхконтроль со стороны родителей, переживание разлуки с ребенком)
  • возникающими в учебном/профессиональном коллективе (частые конфликты, сложности с вхождением в новый коллектив, переживание изоляции в коллективе, сложности в общении с начальством).

Психологические тренинги – активные групповые занятия, направленные на формирование и отработку определенных навыков (общения, саморегуляции, развития познавательных функций и др.), способствующих развитию личности.

Судебная психологическая экспертиза – это вид судебной экспертизы с использованием специальных знаний в области психологии. Практическая деятельность эксперта-психолога направлена на установление уголовно- и гражданско-релевантных психологических состояний, определение индивидуально-психологических особенностей, характера межличностных взаимоотношений, иных психологических категорий, имеющих юридическое значение в рамках судебного процесса.

Какие существуют формы психологической помощи?

Это зависит от того, что является объектом её приложения – сам человек, пара партнеров, семья или группа. С точки зрения формы психологическая помощь может быть:

  • индивидуальной
  • парной
  • семейной
  • групповой

В каких подходах могут работать психологи?

Психологическая помощь базируется на научно обоснованных подходах к пониманию природы человека. Традиционно она разделяется на глубинную (психодинамическую), когнитивно-поведенческую и экзистенциально-гуманистическую. Подходы могут дополнять друг друга на разных этапах оказания помощи.

Психодинамический или «глубинный» подход базируется на основных положениях психоанализа и психологии отношений. В качестве причин имеющихся затруднений он рассматривает взаимодействие неосознаваемых или плохо осознаваемых желаний, мотивов, установок, психологических защит, неадаптивных психологических стереотипов. Работа в данном случае направлена на расширение осознания внутренней психической жизни, анализ влияния прошлого опыта на актуальную жизненную ситуацию.

Читайте также:  Пэт исследования в онкологии что это такое

Когнитивно-поведенческий подход базируется на положениях школы И.П. Павлова и социально-когнитивных моделях и рассматривает имеющиеся у человека проблемы как следствие неправильного научения или способа осмысления ситуации. В рамках данного подхода в качестве возможных причин затруднений выступают мыслительные ошибки и убеждения, неадаптивные выученные стереотипные реакции на жизненные ситуации. Подход позволяет тренировать (моделировать) и закреплять более адаптивное поведение, повышать компетентность в социальном взаимодействии.

Экзистенциально-гуманистический подход имеет дело с базовыми общечеловеческими категориями (одиночество, свобода, страдание, самовыражение). Он направлен на интенсивный анализ ситуации «здесь и теперь», на развитие спонтанного социально приемлемого самовыражения. С помощью специальных упражнений и «игровых» экспериментов данный подход помогает человеку сформировать целостное представление о себе и глубже понять смыслы своего существования.

Что еще следует знать о психологической помощи?

Психологическую помощь условно разделяют на личностно-ориентированную и проблемно-ориентированную.

При личностно-ориентированной помощи работа направлена на поиск возможных внутренних глубоких причин, лежащих в основе имеющихся затруднений. Изучаются имеющиеся конфликты, «слепые пятна» в восприятии ситуации, слабо осознаваемые мотивы поведения, анализируется влияние восприятия и действий человека на качество его жизни.

При проблемно-ориентированной помощи работа направлена не на поиск причин и источников проблемы, а на поиск способов её решения. Это позволяет активно использовать социальное окружение клиента (семья, педагоги, врачи смежных специальностей, родственники и т.д.). Выделяются имеющиеся ресурсы, формируются позитивные представления о будущем.

Психологическая помощь может носить раскрывающий (ориентированный на «инсайт») или поддерживающий характер, в зависимости от состояния клиента и тех задач, которые поставлены.

Поддерживающий характер помощи показан людям, находящимся в остром (кризисном) состоянии, переживающим выраженный стресс, с целью стабилизации их эмоционального состояния, поиска ресурсов, расслабления или мобилизации сил.

Раскрывающий характер помощи показан людям вне острого эмоционального накала. Психолог в этом случае помогает клиенту обнаружить собственный возможный вклад в создание и поддержание проблемы, изменить схему своего поведения.

Сотрудники отделения:

Виктор Викторович Бочаров

Руководитель Лаборатории клинической психологии и психодиагностики, руководитель проблемной комиссии «Медицинская психология и психотерапия» НМИЦ ПН им. В.М.Бехтерева, кандидат психологических наук, доцент.

Васильева Надежда Геннадьевна

Заведующая отделением клинической психологии

Ситник Лариса Ивановна

Медицинский психолог высшей категории

Медведева Анна Александровна

Третьякова Галина Анатольевна

Кудряшова Вера Юрьевна

Матюшкина Анна Александровна

Смерчинская Элина Маратовна

Грановская Елизавета Александровна

Брылев Михаил Андреевич

Вассерман Людвиг Иосифович

Доктор медицинских наук по специальности 19.00.04 – «Медицинская психология»; профессор. Профессор кафедры медицинской психологии и психофизиологии.

ЩЕЛКОВА ОЛЬГА ЮРЬЕВНА

Доктор психологических наук, профессор
профессор с возложенным исполнением обязанностей заведующего кафедрой медицинской психологии и психофизиологии, старший научный сотрудник лаборатории клинической психологии и психодиагностики НМИЦ психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева

Шишкова Александра Михайловна

Старший научный сотрудник, медицинский (клинический) психолог.

Вакнин Елена Евгеньевна

Старший научный сотрудник
Доктор психологических наук, доцент.

Дубинина Елена Александровна

Научный сотрудник Лаборатории клинической психологии и психодиагностики.

Сарайкин Дмитрий Михайлович

Младший научный сотрудник.

Твердохлебова Анастасия Михайловна

Младший научный сотрудник.

Черная Юлия Сергеевна

Младший научный сотрудник.

Кмить Кристина Викторовна

Кашина Анна Александровна

Гомоскова Наталия Алексеевна

Губанова Наталья Вячеславовна

Журавель Вадим Александрович

Заполните таблицу направления работы медицинских психологов в психиатрии в неврологии в онкологии

ВЕБИНАР: Практика танцевально-двигательной терапии в условиях санатория, фитнес центра и центра социальной поддержки

ВЕБИНАР: «Психосоматический атлас тела»: авторская методика работы с психосоматическими заболеваниями

Психологический театр в практике специалистов помогающих профессий

Скоро

I Всероссийская научно-практическая конференция «Раннее детство: психологическая абилитация и профилактика нарушений психического развития»

VIII научно-практическая конференция «Психотерапия и психосоциальная работа в психиатрии»

XVIII Международная научно-практическая конференция «Стратегии и ресурсы личностно-профессионального развития педагога: современное прочтение и системная практика»

II Международная научно-практическая конференция «Давыдовские чтения»

Международная научно-практическая конференция «Психиатрия и аддиктология в XXI веке: новые задачи и пути решения»

Всероссийский психологический форум (в рамках VII Съезда РПО)

Международная научная конференция «Ананьевские чтения — 2022. 60 лет социальной психологии в СПбГУ: от истоков — к новым достижениям и инновациям»

Научные чтения памяти Елены Олеговны Смирновой

Международный конгресс «Л.С. Выготский и А.Р. Лурия: культурно-историческая психология и вопросы цифровизации социальных практик»

Международная юбилейная научная конференция «История, современность и перспективы развития психологии в системе Российской академии наук»

Всероссийская научно-практическая конференция «Психология способностей и одарённости»

Особенности психологического консультирования онкологических пациентов

Автор

/module/item/name

Практические подходы в области психотерапевтического консультирования на разных этапах онкологического заболевания начали формироваться с середины прошлого века. Основными направлениями работы психосоциальных служб в Англии, Германии, Японии, Польше стали духовные и экзистенциальные потребности пациентов на разных этапах – от профилактики онкологических заболеваний до смерти.

Эффективность психотерапевтического консультирования онкологических пациентов, доказанная в мировой практике, получает подтверждение в практической работе российских психологов, работающих с онкологическими случаями. Не менее важным считается психологическое сопровождение родственников и близких пациентов, а также врачей и персонала учреждений, предоставляющих медицинскую помощь онкологическим больным.

Можно выделить три направления работы окнопсихолога: пациент, семья пациента и медицинские работники.

К сожалению, ставка психолога для медицинского учреждения в нашей стране пока что воспринимается, как никчемная роскошь. Так сложилось исторически. К тому же, врачи, медицинские сестры и младший медицинский персонал зачастую отвергают значимость работы психолога. Встроиться в медицинский коллектив, завоевать доверие, донести суть и возможности работы психолога в рамках учреждения – первый этап профессиональной деятельности медицинского психолога, работающего в клинике. Второй этап — коррекция и профилактика профессионального выгорания и вторичной травматизации сотрудников.

Психологическое сопровождение в онкологии имеет свои особенности и носит эклектичный характер, включающий элементы экзистенциальной, когнитивной и поддерживающе-экспрессивной терапии. Психодинамическая и когнитивно-поведенческая модели эффективны в работе с медицинским персоналом. Элементы межличностной психотерапии могут использоваться в групповой работе с родственниками больных.

Формы работы онкопсихолога основываются на общепринятых методах коррекции и зависят от физического состояния больного.

Целью консультирования в онкопсихологии является адаптация к изменениям в жизни пациента, связанным с тяжелым заболеванием, то есть воссоздание картины жизни, поиск ресурсов и контроль над психической травмой.

Обычно разделяют такие этапы заболевания, как профилактика, постановка диагноза, лечение, восстановление, ремиссия, рецидив, паллиативная и терминальная стадии. Особенности работы существуют на каждом этапе заболевания пациента. Каждый этап заслуживает особого рассмотрения в отдельной статье.

Общим для консультирования онкологических пациентов является факт осознания близости собственной смерти. Переживание такого осознания зависит от особенностей личности пациента и стадии адаптации к заболеванию, на которой он находится. Одни замещают, другие вытесняют, третьи сопротивляются. Четвертые принимают. В любом случае, работа онкопсихолога связана с такой непременной составляющей цикла жизни, как смерть. Умение сохранять эффективность работы в среде, насыщенной переживанием страха смерти, боли и потери близких требует особых навыков и специальной подготовки психологов.

В ходе подготовки к работе онкопсихолога необходимо проработать собственное отношение к смерти, подкрепить гуманистическое отношение к больным, выработать устойчивые навыки неагрессивного и необвинительного поведения в конфликтной ситуации, интроспекции, эффективной утилизации собственных негативных переживаний. В рамках этой специализации особенно важно понимать, что профилактика эмоционального выгорания позволяет продлить собственную профессиональную жизнь. Кроме интроспекции онкопсихолог просто обязан обеспечить себя поддержкой профессионального сообщества, запрашивать супервизию, посещать Балинтовские группы.

Одной из особенностей в работе онкопсихолога являются подлинные отношения искренности и доверия между консультантом и пациентом, так как физические и нравственные страдания обычно резко снижают уровень невротизации личности. Общение с человеком, по-настоящему принимающим неизбежность собственного ухода из жизни, то есть зрелой личностью – самое ценное в работе для личности самого психолога. Это не часто встречается, но в онкологии чаще, чем где либо еще.

Работу онкопсихолога можно описать как поиск ресурсов. Поиск психологических ресурсов пациента, родственников пациента, персонала и врачей, самого психолога. Наиболее востребованные задачи нашей работы — утилизация негативных переживаний, связанных с ситуацией рака (расчистить внутренне пространство), а также распознавание и использование ресурсов пациента (заполнить внутреннее пространство) для поддержания качества жизни, сколько бы этой жизни ни осталось.

Девиз онкопсихолога можно было бы сформулировать так «Важно не как долго, а как именно».

М.В. Вагайцева — ГКУЗ «Хоспис №1», АНО «ЦСПП «Второе дыхание», кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций факультета психологии СПбГУ, ведущая семинар-практикум «Онкопсихолог: мотивация и особенности работы».

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.